Совместное заседание Экспертного совета по авиационной промышленности при Комитете Госдумы по экономической политике и Комитета по авиационной промышленности СоюзМаш России состоялось в Госдуме РФ 20 декабря 2018 года. Основным предметом обсуждения стал вопрос кадрового обеспечения авиационной промышленности в соответствии с поручением Президента Российской Федерации.

В работе Экспертного совета приняли участие его Координатор, первый зампредседателя Комитета ГД по экономполитике, первый Вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев, Председатель Экспертного совета, Вице-президент Союза машиностроителей России, Президент, Председатель Правления ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь, академик РАН, Вице-президент Союза машиностроителей России, советник Президента по науке и технологиям ПАО «ОАК» Борис Алешин, замминистра науки и высшего образования Марина Боровская, академик РАН, генеральный директор ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ» Евгений Каблов, ректор Московского авиационного института Михаил Погосян, директор по персоналу ПАО «ОАК» Любава Шепелева, руководители кадровых подразделений крупнейших корпораций авиастроения, представители ВУЗов и НИИ.

Владимир Гутенев, открывая заседание, обозначил основные проблемы и векторы развития и формирования кадрового потенциала авиационной отрасли. Впервые эту задачу сформулировал Президент России, дав весной этого года поручение Совету Безопасности РФ об улучшении подготовки кадров для авиапрома. Гутенев подчеркнул, что в условиях «стремительно развивающейся автоматизации, роботизации, появления новых технологий» и с учетом необходимости реализации программ импортозамещения и диверсификации предприятий ОПК, все большее значение придается притоку в реальный сектор экономики кадров с новыми компетенциями и знаниями, при этом самое главное – обеспечение связи между ВУЗами и заказчиками-предприятиями авиапрома. Для притока молодежи в отрасль Владимир Гутенев считает необходимым активно использовать возможности  МИО «Звезда», форума «Инженеры будущего» и профориентационных акций – таких как «Неделя без турникетов».

Юрий Слюсарь, в свою очередь, подчеркнул роль кадров для выполнения задач в области перехода экономики на Индустрию 4.0: «Инженерно-технологические вызовы, стоящие перед отраслью, требуют кадров новой формации – системных мультидисциплинарных инженеров, обладающих компетенциями мирового уровня («инженерный спецназ»), и технологических предпринимателей, разбирающихся в наукоемком высокотехнологичном бизнесе».

Одним из примеров подготовки инженеров является программа обучения целевой группы студентов в корпоративной магистратуре по проекту создания широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета, реализуемой совместно с Шанхайским транспортным университетом. Подготовка рабочих кадров для ПАО «ОАК» осуществляется по системе дуального образования, которая предполагает вовлечение студентов в работу над реальными задачами и проектами уже во время учебы. В Комсомольске-на-Амуре и Ульяновске действуют Межрегиональные центры квалификаций, а на базе профильного колледжа в Новосибирске создается центр опережающей профессиональной подготовки.

Марина Боровская отметила постоянно растущие и обновляющиеся в соответствии с запросами рынка труда и индустриальных партнеров требования к системе подготовки специалистов в высшей школе. По ее словам, всю технологию подготовки и образовательные программы нужно строить таим образом, чтобы компетенции и знания были сформированы с учетом будущего спроса. Она подчеркнула необходимость дискуссий и налаживания прямого диалога с бизнес-партнерами для выяснения, насколько запросы и ожидания бизнеса совпадают с сегодняшними трендами подготовки в системе высшей школы, добавив, что «сегодня 60% заказов в ВУЗах – уже адресные».

Борис Алешин акцентировал внимание на выполнении глобальной задачи, поставленной Президентом России, – создании мощной отечественной авиационной промышленности, которая будет конкурентоспособной на международном рынке. Он отметил важность  взаимодействие фундаментальной и университетской наук, подчеркнув роль научно-образовательных центров, которые должны объединять не только ВУЗы с промышленными предприятиями, но и отдельные факультеты или ряд кафедр с предприятиями и научными организациями и т.п.

Евгений Каблов рассказал о подготовке высококвалифицированных научных инженерных и педагогических кадров на примере многолетнего опыта ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ», сделав акцент на наиболее перспективном направлении, которое сегодня развивается в авиационной промышленности, – технологиях аддитивного производства, отражающих переход промышленности в 6-ой технологический уклад и требующих отдельного подхода в части высшего образования. Каблов высказал мнение, что сейчас в нашей стране организация взаимодействия между наукой, промышленностью и образованием находится на недостаточном уровне, и в этой связи формирование научно-образовательных консорциумов представляется особенно актуальным.

«В современных условиях образование носит непрерывный характер»,  – начал свое выступление Михаил Погосян, отметив, что не только базовое образование в Университете, но и повышение квалификации, дополнительное профобразование сегодня являются ключевыми задачами. По его словам, систему образования дополняют вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу, участие их в работе по реальным заказам индустрии, работа в научных коллективах, стимулирование стартапов по разным направлениям. «Чтобы готовить кадры под будущие технологии, продукты и услуги, нужно находиться в непрерывной коммуникации с индустрией, и в этом плане мы вышли на уровень заключения долгосрочных контрактов с предприятиями, для которых готовим специалистов», – рассказал Погосян.

В завершение заседания Владимир Гутенев остановился на проблемах в отрасли, препятствующих успешному развитию авиапрома, отметив, что сейчас отечественные авиастроители находятся в дискриминационном положении по отношению к зарубежным. Так, в настоящее время установлены нулевые таможенные пошлины на большинство гражданских пассажирских самолетов, предусмотрена возможность  беспошлинного временного ввоза на территорию страны пассажирских самолетов на условиях финансового или операционного лизинга. В этой связи свыше 90 процентов пассажирских авиаперевозок выполняется воздушными судами, которые находятся вне российской юрисдикции.

«Данный вопрос мы поднимаем с 2015 года, – сказал Гутенев, – он обсуждался и на совещании Председателя Госдумы Вячеслава Володина в Коврове, при участии гендиректора ГК Ростех Сергея Чемезова и представителей промышленных предприятий. Отдельно стоит отметить работу Министерства транспорта РФ, которое активно взаимодействует с экспертным сообществом по данному вопросу».

В настоящее время в Минтрансе России идет подготовка необходимых изменений в законодательство в целях его гармонизации с документами ИКАО, законодательством стран ведущих авиапроизводителей. В результате будут устранены барьеры, препятствующие переводу воздушных судов в российский реестр, и созданы благоприятные условия для нахождения воздушных судов в российском реестре. Речь идет не об административном запрете регистрации воздушных судов в иностранных юрисдикциях, а о комплексе таможенных, налоговых, финансовых и других мер, принятие которых будет способствовать повышению конкурентоспособности условий регистрации воздушных судов в российском реестре.

Этот вопрос нашел свое отражение в перечне поручений Президента РФ Владимира Путина от 18 декабря 2018 года по итогам совещания по вопросу диверсификации ОПК. Правительству РФ поручено обеспечить формирование позиции по вопросу целесообразности продления после 31 декабря 2019 г. действующего режима временного ввоза иностранных среднемагистральных турбореактивных пассажирских самолётов. Кроме того, Союзом авиапроизводителей России был подготовлен законопроект «О внесении изменений в статью 24.1 Воздушного кодекса РФ», которым предлагается создать Государственную систему по безопасности полетов, предусмотренную новыми международными стандартами ИКАО по управлению безопасностью полетов в гражданской авиации.

«Законопроект был нами рассмотрен, он получил положительные заключения экспертных организаций Союза машиностроителей России, и я планирую направить его на заключение в Правительство и внести на рассмотрение Государственной Думы», – резюмировал Владимир Гутенев.

Подводя итоги работы Экспертного совета и Комитета по авиационной промышленности, Гутенев отметил актуальность предложений экспертов, прозвучавших на заседании, – это увеличение инженерных знаний в базовой подготовке студентов, насыщение программ ВУЗов современными требованиями и задачами, поставленными в рамках Всемирной Торговой Организации и ИКАО, – с тем, чтобы в зону компетенций студентов, в частности, входили знания в области процессов сертификации и стандартизации в отрасли.

«Та синергия, которая возникает при нашем взаимодействии с органами исполнительной власти, поможет нам сформировать соответствующее правовое и нормативное поле для выполнения не только задач в области диверсификации ОПК, но по реализации национальных проектов в рамках майских указов», – заключил Владимир Гутенев.

 

 

 

 

Фотографии