vkontakte facebook twitter youtube rss instagram



Комиссия по стандартизации и техническому регулированию рассмотрела вопросы подготовки метрологов и эффективность отраслевых стандартов

27 февраля 2019 года на площадке АО «Технодинамика» прошло первое в этом году заседание Комиссии по стандартизации и техническому регулированию Союза машиностроителей России. В работе Комиссии приняли участие представители ведущих российских корпораций – АО «Швабе», «Росатом», Концерн «Калашников», «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» и др.), научно-исследовательских институтов и технических университетов.

>>>> Протокол заседания

Открывая заседание, председатель Комиссии по стандартизации и техническому регулированию, Президент Научно-технического фонда «Сертификационный Центр «КОНТСТАНД» Алексей Шалин отметил актуальность проблем, которые планируется рассмотреть на заседании: «Проблемы с сертификацией – очень серьезные, их необходимо обсуждать, чтобы улучшить ситуацию в этой области. В декабре прошлого года руководитель Росаккредитации обозначил основную цель аккредитации: формирование доверия к сертификату соответствию и в целом к оценке сертификации. Это основное направление деятельности любой аккредитации. Очень важно выстраивать его методологически верно, и поэтому мы планируем обсуждать эти вопросы более активно. Кроме того, сегодня в России остро стоит проблема с подготовкой специалистов-метрологов».

Подробнее на теме подготовки метрологов для оборонно-промышленного комплекса остановился заведующий кафедрой «Метрология и взаимозаменяемость» МГТУ имени Н.Э. Баумана Владимир Пронякин.

По оценкам экспертов, в России выпускается в 4-5 раз меньше специалистов в области обеспечения единства измерений, чем это необходимо оборонно-промышленному комплексу страны. При подготовке студентов по направлению «Стандартизация и метрология» не более 30% магистерских программ направлены на обучение метрологов. При этом предприятия оборонной и авиационной промышленности обеспечены профильными кадрами не более чем на 40%, а в машиностроении этот показатель не превышает 10%.

Докладчик предложил вывести направление подготовки «Стандартизация и метрология» из образовательной группы «Управление в технических системах» и перевести в специальность «Метрология и метрологическое обеспечение», а также ввести профессиональный стандарт требования метрологов в промышленности.

Проблемы стандартизации в промышленности и вопросы дальнейшего развития отраслевых стандартов затронула в своем докладе представитель АО «Швабе».  

Так, было отмечено, что ОСТы были исключены из документов в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации в 2002 году. С 2025 года согласно статьям 14 и 35 Закона «О стандартизации в Российской Федерации» (162-ФЗ от 29.06.2015 г.) их применение не допускается.

У этой проблемы, по словам докладчика, есть два пути решения: перевод ОСТов в национальный стандарт (ГОСТ) или их перевод в стандарты организации (СТО). К последнему способу у специалиста есть претензии.

«С нашей точки зрения, здесь есть ряд рисков. Первое, это сам уровень документа, т.е. стандарт организации даже по определению – это стандарт, который разработала сама организация. По закону порядок разработки и согласования этого документа разрабатывается самой организацией. Она может зарегистрировать его в государственных органах, но может этого и не делать. Поэтому, каков уровень данного документа, и насколько он может использоваться другими участниками бизнеса или производственной деятельности – здесь большой вопрос», – отметила представитель АО «Швабе».

Также СТО могут дублироваться в разных организациях, что создает нелогическую цепочку действий. Еще одна проблема – невозможность оперативно информировать другие предприятия и организации при установлении нового СТО.

С другой стороны, перевод ОСТов в ГОСТы несет в себе большие финансовые затраты для предприятий. Выход из этой проблемы специалисты холдинга видят в разработке комплексной государственной программы по формированию механизма управления ОСТами, создание единой базы по отраслевым стандартам и принятие решения по каждому документу: насколько он актуален, и насколько его необходимо переводить в ГОСТ.

После выступления докладчиков свои идеи и предложения высказали другие участники заседания.

Как отмечал ранее Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев, стандартизацию следует рассматривать как ключевой фактор поддержки внедрения инноваций, обеспечения конкурентоспособности российской экономики и активизации выхода наших предприятий на внешние рынки; это важнейший инструмент повышения качества промышленной продукции и, прежде всего, выпускаемой российскими машиностроительными и оборонными предприятиями.

Комитеты и комиссии Союза машиностроителей России являются экспертной площадкой, которая позволяет консолидировать мнения и предложения представителей машиностроительной отрасли. В основе деятельности лежит заинтересованное и результативное участие руководителей крупнейших промышленных предприятий и объединений, ведущих специалистов и экспертов машиностроительного комплекса, научно-исследовательских организаций, федеральных органов исполнительной власти и др.

В структуре Союза – 20 Комитетов, 9 Комиссий, 2 Координационных совета и 6 Экспертных советов, которые представляют собой приоритетные сектора и направления инновационного развития российского машиностроения и смежных с ним высокотехнологичных отраслей.