Изменение налогового законодательства, а также поправки для создания условий развития экспорта продукций малого и среднего бизнеса рассмотрели депутаты Государственной Думы в рамках заседания комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.

Провел заседание первый заместитель председателя комитета Владимир Гутенев. В обсуждении приняли участие представители федеральных министерств: экономического развития, финансов, сельского хозяйства, промышленности и торговли и др.

О необходимости внесения поправок в федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» доложил заместитель Министра экономического развития России Вадим Живулин. Так, в случае принятия поправок, к 2024 году доля несырьевого экспорта малого и среднего бизнеса должна увеличиться на 10% или 36 млрд долларов. Согласно национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство», количество предприятий, которые пользуются услугами центров поддержки МСП, к 2024 году должно составить 15 тысяч. Сейчас их 1 тысяча. Достичь роста экспорта планируется, в том числе, и за счет создания единых требований к работе региональных МСП. Следить за соблюдением требований будет «Российский экспортный центр».

Ряд депутатов критически высказались о предлагаемых поправках. Так, депутат Александр Максимов считает, что текущая динамика несырьевого экспорта не отвечает предъявленным президентом критериям. Также Максимов попросил «Российский экспортный центр» вносить в комитет «реальные инициативы, которые откроют дорогу на экспорт малому и среднему бизнесу». Депутат Валерий Гартунг поставил под сомнение необходимость принятия изменений в закон, подчеркнув, что для решения обозначенных вопросов текущих полномочий у РЭЦ достаточно.

Владимир Гутенев в своем выступлении отметил, что несмотря на некоторые замечания — унификация требований и создание единой методики формирует хороший фундамент.

«Малый и средний бизнес получают недостаточную поддержку и очень важно, какие законодательно-правовые нормы для регулирования этой поддержки мы можем предложить. Необходимо более внимательно посмотреть на эффективность работы центров поддержки экспорта малого и среднего предпринимательства и в рамках экспертного совета по внешнеэкономической деятельности при комитете ко второму чтению подготовить совместно с представителями малого и среднего бизнеса конкретные инициативы», — сказал он.

Законопроект о налоговом стимулировании развития гражданской авиации представил заместитель директора Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России Александр Смирнов. В частности, предлагается освободить от НДС ввоз в Россию гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, запчастей и комплектующих.

Для получения льгот необходимо, чтобы самолет был зарегистрирован в государственном реестре гражданских судов РФ. Сейчас в парке российских авиакомпаний доминируют самолеты с зарубежной регистрацией. Сроки перерегистрации установлены до 1 января 2023 года.

Депутаты высказали сомнение, что заложенных в законопроекте мер будет достаточно, чтобы мотивировать отечественных авиаперевозчиков регистрировать воздушные суда в российской юрисдикции. По мнению Гутенева, если инициатива не будет давать желаемых результатов, можно будет усилить меры воздействия на авиакомпании.

«Начиная с предыдущего созыва, мною и моими коллегами вносились законодательные предложения об изменении ситуации и обязательства российских перевозчиков регистрировать воздушные суда в российской юрисдикции, но наша инициатива, к сожалению, не получила поддержки. Сегодня из 740 самолетов иностранного производства только 133 зарегистрировано в российском регистре. Остальные ввозятся по схемам временного или операционного лизинга. Все это ставит в дискриминационное положение наших авиапроизводителей. Они мало того, что не выплачивают НДС, но еще и требуют его возмещения за перелеты между Россией и другими странами.  Поэтому сейчас правильнее говорить не о создании преференций для отечественных производителей, а об устранении дискриминации по отношению к нашим авиапроизводителям, когда на своем рынке они находятся в гораздо худших условиях», — отметил Владимир Гутенев.

Он добавил, что инициатива не решает вопроса полностью, но является первым шагом, за которым должны последовать меры не только по постановке в российский реестр, но и обязательной сертификации в Росавиации для обеспечения безопасности перелетов. Гутенев не исключил, что ко второму чтению депутаты могут пересмотреть сроки перерегистрации воздушных судов – с 2023 года на 2021 год.

Кроме того, депутаты поставили под сомнение пункт, который дает льготы не только воздушным, но и морским судам. Так, в поправках предлагается предоставить Калининградской области и Приморскому краю льготного режима на ввоз кораблей.

 

 

 

 

Фотографии