О региональных проблемах в сфере подготовки кадров для ОПК рассказал председатель комиссии по промышленности и развитию наукоградов Общественной палаты Московской области, заместитель председателя Московского областного регионального отделения Союза машиностроителей России Олег Николаевич Стогов.

 — Олег Николаевич, справедливо ли говорить, что при подготовке кадров в регионе большие надежды возлагают на движение WorldSkills?

— Недавно на европейском чемпионате рабочих профессий EuroSkills наша сборная заняла первое место в общем зачёте, показав хороший результат. Да, россияне завоевали первое место по очкам, но – не по медальному зачёту. В нём мы седьмые. Очки наша команда заработала за счёт большого количества делегированных конкурсантов – их было более 30. Для сравнения: Швейцария направила на EuroSkills 9 своих представителей, и все девять получили медали. Европа ориентирована на качественный результат, и нам следует брать это на вооружение в вопросах подготовки выпускников учреждений среднего профессионального образования.

Вовлечение образовательных учреждений в движение WorldSkills дало мощнейший импульс модернизации отечественной системы подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. Россия в этом смысле сделала огромный рывок, однако работа по профессиональной подготовке кадров в стране должна иметь в своей основе не только WorldSkills. Существует ряд механизмов, через которые мы можем влиять на это. 

— Что это за механизмы?

— Первый из них — профессиональная общественная аккредитация образовательных программ. В Московской области около 30 образовательных учреждений имеют специальности машиностроительного профиля, причём в каждом учреждении по несколько таких специальностей. За 2015 год Союз машиностроителей провёл аккредитацию всего трёх программ в двух учебных заведениях. В этом году аккредитовано девять программ в трёх колледжах и университете «Дубна». 

Учитывая, что Союз машиностроителей — единственная организация, уполномоченная в области машиностроения национальным советом по профессиональным квалификациям, что срок действия аккредитации — всего три года, мы понимаем, что аккредитовано совсем небольшое число программ.

Схожая ситуация и по специальностям в области промышленности в целом.

— Министерство образования Московской области оказывает содействие в профессиональной общественной аккредитации образовательных программ?

 — Мы получили поддержку министерства в вопросах информирования учебных заведений о возможности прохождения профаккредитации программ – в колледжи были направлены письма. Но при проведении своих мероприятий Министерство образование Московской области не учитывает данный механизм. 

Развитию кадрового потенциала будут активно способствовать и межрегиональные центры компетенций. Об их создании недавно объявило Министерство образования и провело конкурс по их отбору. Создаваемые в рамках подготовки национальной сборной к мировому Чемпионату 2019 года в Казани, в дальнейшем они станут связующим звеном в сфере перехода подготовки российских профессионалов на общемировые стандарты. Однако в критериях оценки претендентов нет упоминания о сведениях, касающихся профессиональной общественной аккредитации. 

Не могу не отметить, что при группировке компетенций по центрам абсолютно не учтены условия региональной экономики. Они скопированы с федерального центра. Федеральное агентство WorldSkills не готовит кадры, их центры этим не будут заниматься, они будут тренировать команды на чемпионат. Но наши колледжи должны в первую очередь готовить кадры под работодателей. 

Что мы получили? Мехатроника, токарные и фрезерные работы, робототехника вынесены в один центр, а электроника и контрольно-измерительные приборы — в другой. У нас в области достаточное количество высокотехнологичных конструкторских бюро, где опытными производствами востребованы все эти специальности одновременно. Перед многими предприятиями стоят задачи по выходу на гражданские рынки, спектр необходимых компетенций для полноценной разработки и выпуска продукции существенно расширится. На многих предприятиях будут внедряться технологии быстрого прототипирования, а значит им потребуются специалисты по аддитивным технологиям. Но конкурс этого не учитывает. 

— С учетом формирования этих центров качество подготовки специалистов как-то изменится?

— Этот вопрос очень интересует и меня, и моих коллег. Могу предположить, что в условиях дефицита областного бюджета в лучшем случае обеспечение материально-технической базой получат только эти 6 центров, а остальные будут готовить специалистов в теории. И даже сетевое взаимодействие, которое упоминается в документах конкурса, никак не регламентировано и не сможет повысить качество подготовки. 

В итоге возможно, что, на чемпионатах WorldSkills мы будем брать призовые места, но предприятия при таком подходе гарантированно не смогут обеспечить себя выпускниками по необходимому спектру профессий и компетенций и будут вынуждены привлекать их извне.

— А целевая контрактная подготовка специалистов и дуальное образование сегодня востребованы?

— Конечно. Однако есть сложность: в1995 году на федеральном уровне приняли документ, определяющий правила и порядок целевой контрактной подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, а в Московской области его не было и на сегодняшний момент нет.

Министерство образования периодически запрашивает у образовательных учреждений, а те в свою очередь у работодателей, какое количество средств тратится на совместные с колледжами образовательные программы. 

И если уж средства работодателей привлекаются в сферу подготовки кадров, хочется, чтобы они работали эффективно. И одновременно с ними, а скорее всего, в первую очередь, так же эффективно работали средства бюджета Московской области.

— Может ли спасти ситуацию мониторинг трудоустройства выпускников?

— Объективный мониторинг – может. Но на сегодняшний день его данные нельзя считать таковыми. Судите сами.  На колледжи возложена задача по мониторингу трудоустройства выпускников в течении 5 лет. Куратор каждой группы должен обзвонить выпускников и узнать, работают ли они по специальности. Понятно, что колледжи заинтересованы в последующем распределении контрольных цифр приёма. Поэтому, если получается, что выпускники не идут работать по специальности, эти данные афишировать вряд ли будут. А раз всем нужна только положительная картина, то, в принципе, можно и не обзванивать. 

На федеральном уровне имеется практика мониторинга трудоустройства выпускников на основе данных Пенсионного фонда. Министерству образования нужно пересмотреть процесс мониторинга в сторону повышения его независимости и объективности. Нам необходима эта информация, чтобы соответствовать требованиям губернатора и предпринять меры, если выпускники не работают по специальностям или массово едут работать в Москву.

Необходимо проводить объективный мониторинг трудоустройства и в случае необходимости перепрофилировать специальности. Нам необходимы специалисты по промышленному дизайну, специалисты в области компьютерного моделирования. На рынке также имеется спрос на дизайнеров интерьеров. Подготовка таких специалистов требует меньших затрат на ресурсное обеспечение, чем тех же автомехаников, а значит будем, помимо прочего, получать экономию средств.

— Специалисты говорят о том, что существенное число бюджетных мест в учебных заведениях профобразования региона отведены не под те профессии, которые отвечают требованиям инновационной экономики

— К сожалению, это так. В Московской области в 2016 году принято на обучение в колледжи около 10000 студентов. Из них автомехаников — 1020, поваров — 1025, парикмахеров — 475. Три топовых специальности в сумме образуют четверть студентов. 

Вообще, если проанализировать стратегию Госкорпорации «Ростех», в аспекте подмосковных предприятий, входящих в неё, то нам всё больше требуется специалистов в области IT. Это специалисты по работе с базами данных, web-программисты, разработчики мобильных приложений, специалисты по кибербезопасности. Это тенденция характерна не только для Ростеха. В настоящий момент только утверждаются стратегии холдингов Ростеха, лишь потом приступят к стратегиям предприятий, а кадры будут нужны незамедлительно. Причём это кадры с более высоким уровнем заработной платы, чем те три  специальности, которые сейчас максимально распространены в регионе. Следовательно, их привлекательность будет гораздо выше, что благоприятно скажется на профориентации.

— Можно ли спрогнозировать потребности работодателей в таких кадрах?

— Прогнозирование потребности и последующее распределение на их основе  контрольных цифр приёма в образовательные учреждения — огромный проблемный вопрос. Он требует дополнительного обсуждения с работодателями и всеми участниками этого процесса. Помимо неопределённости на предприятиях, во-первых, ещё и сам маршрут сбора потребностей не оптимален, а, во-вторых, отсекаются специальности, которые востребованы, но не имеют работодателей и их объединений, как те же дизайнеры интерьеров.

Ещё один пример. Планируется строительство линии лёгкого метро Подольск-Домодедово-Раменское. Будут необходимы специалисты по техническому обслуживанию, где их будут готовить? Вопрос, который нужно решать уже сейчас!

Есть необходимость привести к общему знаменателю работу колледжей регионального и федерального подчинений, чтобы не дублировать деятельность друг друга.

Все мы заинтересованы в повышении эффективности процесса получения образования и повышении качества подготовки выпускников. Поэтому считаю, что Министерству образования нужно предварительно согласовывать свои инициативы с объединениями работодателей. На сегодняшний день это можно делать и напрямую, и через общественные советы при министерствах, и через Общественную палату московской области. Механизмов вполне достаточно. Нужно работать в одной системе координат!

Фотографии

Поделиться: