В Совете Федерации 20 декабря состоялось совещание на тему «Контрафактная продукция в сфере  коммунальной, строительно-дорожной и сельскохозяйственной техники: меры по защите отечественных производителей», организованное Комитетом по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению при Бюро ЦС Союза машиностроителей.

>>>> Протокол заседания

На заседании под председательством члена комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Олега Цепкина рассматривались вопросы борьбы с производителями контрафактной техники и комплектующих, проблемы недобросовестной конкуренции в процессе торгов, риски, возникающие при эксплуатации контрафактной продукции. В обсуждении приняли участие представители машиностроительной отрасли, а также государственных органов власти.

Предваряя разговор по главной теме, сенатор Олег Цепкин отметил, что проблема контрафактной техники сегодня чрезвычайно актуальна, так как обусловлена «фактором цены, который в России является превалирующим при проведении государственных или частных закупок. Поставщики дешевого контрафакта побеждают на торгах. Контрафактная техника ломается, приводит к необратимым последствиям, связанным с авариями, простоями, с финансовыми потерями, а зачастую и с человеческими трагедиями, что, конечно, влияет на объемы производства и имидж добросовестных отечественных производителей техники».

С сообщением о состоянии дел в области повышения качества услуг по техническому обслуживанию и ремонту коммунальной техники выступил Александр Халецкий, член Комитета по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению при Бюро ЦС Союза машиностроителей России, генеральный директор ЗАО «Коминвест-АКМТ». Он отметил, что анализ результатов проводимых закупок показал, что не все победители могут осуществлять квалифицированное техническое обслуживание и ремонт. Так, в рамках требований Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не учитывается статус участника, наличие у сертификата дилера или субдилера. Кроме того, не рассматривается квалификация персонала и прохождение обучения у производителя, а также наличие специального инструмента и диагностического оборудования, в соответствии с требованиями производителя. Не оговаривается законом и требование применять только оригинальные запасные части и расходные материалы.

В свою очередь Андрей Печеркин, директор по стратегическому маркетингу и взаимодействию с госструктурами компании «ЧТЗ-Уралтрак», рассказал о «сером» рынке производства бульдозеров в России. Сейчас в Российской Федерации существует ряд организаций, которые из бывших в употреблении деталей  собирают гусеничные машины низкого качества, в том числе под брендом «ЧТЗ» и реализуют их потребителям. «Серые» производители уже занимают около 20% российского рынка бульдозеров класса 10. В 2015 году в связи с резким ростом курсов валют и удорожанием китайской техники «пиратские» производители активизировались. Основной причиной выбора потребителем «серой» продукции является цена, которая значительно ниже, чем у других производителей на рынке.

В числе мер по противодействию производителям контрафакта представитель «ЧТЗ-Уралтрак» предложил Федеральном агентству по техническому регулированию и метрологии  совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации провести внеплановый государственный контроль требований Технического регламента ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» в ряде организаций, занимающихся восстановлением техники и реализацией её под видом новой. При этом необходимо запрашивать у производителей техники комплекты документов, подтверждающих приобретение ими у изготовителей новых основных узлов, которые используются при сборке всей техники (рама трактора, корпус бортовых фрикционов, рама тележек, двигатель, трансмиссия).

В своем докладе Виктор Четвериков, заместитель председателя Комитета по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению при Бюро ЦС Союза машиностроителей России, сообщил, что в машиностроении оборот фальсифицированной продукции  особенно широк в  группе повышенного спроса и широкого применения, которую трудно контролировать: это материалы, комплектующие и запасные части. Например, в автомобилестроении он может достигать 50%, в других областях машиностроения, например, по тяжелым бульдозерам марки «ЧЕТРА» –  до 22% рынка. Причина – слабая законодательная база, отсутствие действенных рычагов контроля рынка.

В настоящий момент борьба с незаконным оборотом промышленной продукции ограничена двумя инструментами: товарный знак и патент. Поэтому необходимо расширение законодательной базы, в том числе за счет:

– внесения в Гражданский кодекс РФ следующих понятий: «оригинальная продукция», «воспроизводимая продукция», «фальсифицированная продукция»;

– в административном и уголовном  законодательстве необходимо четко прописать, что значит «мошеннические действия  со стороны незаконного производителя», «халатные действия со стороны недобросовестного потребителя»,  а также ответственность правонарушителей.

По итогам заседания принято решение инициировать внесение в Гражданский кодекс РФ таких понятий, как «оригинальная продукция», «воспроизводимая продукция», «фальсифицированная продукция». Единодушно поддержана инициатива по ограничению оборота контрафакта в области комплектующих и запасных частей путем создания специальных методов защиты (дополнение составляющих элементов сертифицированной техники) через обозначения и номенклатурные номера (буквенно-цифровую кодировку). Другой действенной мерой, по мнению машиностроителей и представителей органов госвласти, является создание в Ростехнадзоре единой базы учета каждой единицы техники на протяжении всего ее жизненного цикла. Большое значение будет иметь и создание под эгидой Минпромторга РФ специального интернет-ресурса «Портал «Осторожно: контрафакт».

Фотографии