vkontakte facebook twitter youtube rss instagram



В рамках Международной научно-производственной конференции «Сварка на железнодорожном транспорте» состоялось заседание Комитета по железнодорожному машиностроению

24 октября 2017 года в г. Тверь, в рамках Международной научно-производственной конференции «Сварка на железнодорожном транспорте» на площадке ОАО «Тверской вагоностроительный завод» состоялось заседание Комитета по железнодорожному машиностроению Союза машиностроителей России, председателем которого является старший советник президента ОАО «РЖД», президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович. В состав президиума конференции вошли Андрей Соловей, генеральный директор ОАО «ТВЗ», и Аркадий Николин, руководитель секции «Сварка» НП «ОПЖТ», также выступивший модератором мероприятия.

В работе конференции приняли участие более ста ведущих специалистов в области сварочного производства, среди которых руководители 14 предприятий транспортного машиностроения и ремонтных предприятий, 57 заместителей директоров, главных сварщиков и начальников отделов сварки; представители научного сообщества - сотрудники  ВУЗов, транспортных НИИ и испытательных центров.

Кроме того, в конференции приняли участие представители Международного института сварки, Российского научно-технического сварочного общества, Национального Агентства Контроля и сварки (НАКС), немецкого холдинга DVS, объединяющего европейские сварочные институты, ОАО «РЖД», органов государственной власти и производственных фирм, представители научного сообщества. В состав участников конференции также вошли Владимир Шнейдмюллер, вице-президент, член наблюдательного совета НП «ОПЖТ», технический директор ЗАО «Трансмашхолдинг», и Олег Сеньковский, вице-президент, член наблюдательного совета НП «ОПЖТ», первый заместитель начальника Центра технического аудита ОАО «РЖД».

Открыла конференцию торжественная церемония вручения грамот от Союза машиностроителей России за активное участие в работе Тверского регионального отделения. Валентин Гапанович, вице-президент ОООР «СоюзМаш России», вручил грамоту за многолетний добросовестный труд и личный вклад в развитие Тверского регионального отделения Союза машиностроителей России генеральному директору ОАО «ТВЗ» Андрею Соловью. Почетные грамоты за многолетний добросовестный труд и личный вклад в развитие Тверского регионального отделения Союза машиностроителей России также были вручены начальнику управления внешних связей ОАО «ТВЗ» Наталье Магеря и начальнику отдела стандартизации и систем менеджмента качества ОАО «ТВЗ» Константину Татарницеву.

Затем с приветственным словом к участникам мероприятия обратился председатель Комитета по железнодорожному машиностроению, президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович. Отметив основные аспекты развития и достижения современного сварочного производства в России, он подчеркнул, что, несмотря на широкую линейку применяемых сварочных технологий, на железнодорожном транспорте до недавнего времени отсутствовала системная работа по обсуждению проблем сварочного производства и обмену опытом.

«Перед железнодорожным комплексом стоят серьезные задачи в области сварочного производства, основные из которых - повышение профессионального уровня рабочего и инженерного персонала, повышение стабильности в качестве сварочных работ, обеспечение координации в управлении качеством сварочных процессов при проектировании, изготовлении и ремонте объектов железнодорожного транспорта, развитие комплекса нормативно-технической документации», - заявил Валентин Гапанович и отметил, что решение этих задач позволит существенно сократить затраты на ремонт как подвижного состава, так и путей, а также стимулировать инновационное развитие отрасли.

Именно с целью сконцентрировать производственный и научный потенциал отрасли для системного решения этих задач и обмена опытом в области сварочного комплекса на площадке НП «ОПЖТ» создана секция «Сварка», подчеркнул Валентин Гапанович и призвал участников конференции к активной работе.

Таким образом, главными темами конференции стали проблемы сварки на железнодорожном транспорте, предложения науки, производителей железнодорожной техники и организаций, специализирующихся на поставках услуг по сварке для железнодорожного транспорта по вопросам совершенствования нормативно-технической документации, технологий аттестации и добровольной сертификации в области сварочных технологий.

Первый доклад – о направлении развития технологии сварочного производства ОАО «Центросвармаш» и ОАО «ТВЗ» – представил главный сварщик ОАО «ТВЗ» Владимир Мешков. Он рассказал о развитии сварочного производства на предприятии за последние 10 лет, в течение которых заводу удалось существенно преобразиться в части всех применяемых технологий, в том числе, и сварочных. Докладчик отметил, что техническое перевооружение коснулось нескольких головных цехов завода и теперь они оснащены современным сварочным оборудованием для роботизированной сварки, плазменной сварки, лазерной и контактно-точечной сварки и др. Затем Владимир Мешков подробно рассказал об особенностях каждого типа сварочного оборудования.

Докладчик также коснулся вопросов гармонизации нормативно-технической документации по вопросам сварки - ГОСТ 33976-2016 и ГОСТ EN 15085-2015. Он отметил существование препятствий для дальнейшего развития сварочного производства в виде расхождений в документах относительно технологий применения современных видов сварки, в частности, контактной и лазерной сварки, ориентации ГОСТ 33976-2016 на российский рынок и др. Валентин Гапанович, в свою очередь, дал поручение рассмотреть вопрос актуализации  ГОСТ 33976-2016 на очередном заседании ТК 45.

О системе мониторинга и контроля сварочных процессов WeldTelecom и опыте ее применения на ОАО «Центрсвармаш» рассказали генеральный директор ООО «Эллой» Михаил Сорокин и главный сварщик ОАО «Центросвармаш»  Дмитрий Снегирев. Разработанная в России, система WeldTelecom объединяет парк сварочной техники в единую сеть и позволяет проводить мониторинг состояния оборудования в режиме онлайн, дистанционно разгружать режимы сварки, фиксировать нарушения технологии сварки и др., заявили докладчики. В перспективе разработчики намерены добиться введения единых электронных пропусков сварщиков, действующих в рамках системы. WeldTelecom также позволяет документировать все параметры сварки и, в случае возникновении сбоя, анализировать характер ошибки.

Участники конференции отметили положительный инновационный опыт внедрения системы мо­ниторинга и контроля сварочных процессов WeldTelecom на производстве ОАО «Центросвармаш». Также было принято решение рекомендовать предпри­ятиям-членам НП «ОПЖТ» рассмотреть возможность внедрения данного технического решения на своем производстве для мони­торинга сварочных процессов.

О деятельности Международного института сварки в России и за рубежом и деятельности Российского научно-технического сварочного общества (РНТСО) рассказала вице-президент РНТСО Надежда Волкова. Докладчик поделилась опытом решения актуальных проблем сварочного комплекса на международной арене и рассказала об истории и задачах Международного института сварки. В частности, организация ориентирована на международный обмен научной и технической информацией, распространение теоретических и практических знаний, отчетов о состоянии современного сварочного производства. Цель института - создание глобальной гармонизированной системы обучения квалифицированного персонала и его сертификации, а также системы сертификации сварочных производств, основанной на соблюдении требований стандартов серии ISO 3834. Кроме того, при институте работают профессиональные комиссии, куда также приглашаются и российские специалисты. РНТСО, в свою очередь - основной представитель России в Международном институте сварки, отметила докладчик и также рассказала об основных аспектах работы российской организации. По окончании выступления Надежды Фроловой Валентин Гапанович предложил НП «ОПЖТ» заключить с РНТСО соглашение о сотрудничестве.

Директор GSI SLV Baltikum, европейский инспектор по сварке Ханс Георг Гросс выступил с докладом о международной системе сертификации сварочного производства. В первую очередь, докладчик передал приветствие участникам собрания от президента Европейской Федерации сварки Криса Иди, поддержал инициативу проведения международной конференции по сварке в железнодорожном комплексе и подчеркнул необходимость этого мероприятия для развития международного сотрудничества. Также эксперт рассказал об основных аспектах европейского стандарта по сварке EN 15085:2008, о процессе сертификации в соответствии с ним, а также отметил необходимость гармонизации российской и международной нормативно-технической документации по сварке для эффективного развития отрасли.

Екатерина Кузнецова, начальник сектора сварки, наплавки и шлифовки рельсов Управления пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД», рассмотрела проблемные вопросы и перспективные направления развития сварки в путевом хозяйстве России. Среди главных проблем сварки Екатерина Кузнецова отметила образование смятия в зоне сварных стыков в зоне контактной сварки, выкрашивание на поверхности катания и выкрашивание на рабочей выкружке. «За последние пять лет зафиксировано 358 изломов рельс, и 30% из них приходятся именно на долю сварных стыков», - подчеркнула докладчик и призвала участников отрасли искать причины образования дефектов. На этом фоне, с точки зрения эксперта, среди первоочередных направлений в области рельсосварочного производства – разработка единой нормативной документации в области сварки рельсов, включая СТО РЖД «Правила допуска организаций к выполнению работ по термитной и контактной сварке рельсов», внедрение системы добровольной сертификации в области рельсосварочного производства, внедрение инновационных технологий сварки и ремонта головки рельса.

Начальник сектора лазерной сварки ООО НТО «ИРЭ-Полюс» Николай Грезев и генеральный директор НИИ мостов Евгений Монастырев представили лазерное оборудование для сварки ООО НТО «ИРЭ-Полюс» для предприятий железнодорожной отрасли. Рассказав о преимуществах лазерного типа сварки, эксперты презентовали результаты испытаний мостовой конструкции с применением данной технологии.

Принципы роботизации сварки деталей тележек подвижного состава представил руководитель отдела сварочного оборудования ЗАО «ЭПФ Судотехнология» Антон Нагорный. Эксперт рассказал о необходимости требований к производителю роботизированной сварочной системы, таких как подтвержденный опыт в реализации проектов, высокий уровень компетенции, компоненты сварочной системы от одного производителя. Компетентность интегратора оборудования также подтверждают наличие собственного технического центра, контракт жизненного цикла и выполнение 3D симуляции, заявил Антон Нагорный.

Директор Технологического института РУТ (МИИТ), доктор технических наук, профессор, Вадим Фролов рассказал о целях, задачах и принципах работы отраслевого научно-производственного центра компетенции «РУТСВАРКА». В частности, организация призвана решать вопросы стратегического развития и координации вопросов сварки во всех отраслях российской промышленности, объединять и систематизировать результаты функциональных и прикладных исследований в вопросах сварки, совершенствовать технологии и аппаратуру, выполнять заказы на уникальные технологии и создание системы обучения кадров.

В завершении международной научно-производственной конференции ее участники признали позитивный опыт проведения мероприятия и призвали НП «ОПЖТ» организовать встречи в данном формате ежегодно. Председатель Комитета по железнодорожному машиностроению Валентин Гапанович, в свою очередь, поблагодарил участников за положительные отзывы, содержательные выступления и плодотворную работу.

По итогам конференции участники НП «ОПЖТ» приняли ряд протокольных решений. Среди прочего было решено до 30 ноября 2017 года провести на площадке Партнерства совещание по определе­нию целесообразности использования в работе ГОСТ EN 15085 «Железнодорожный транспорт. Сварка железнодорожных транс­портных средств и их элементов с привлечением специалистов НАКС», а также провести совещание секции «Сварка» по актуализации состава нормативно-технической документации в области сварки при проектировании, изготовлении и ремонте конструкций железно­дорожного подвижного состава.

Продолжила программу конференции экскурсия по производственным площадкам ОАО «ТВЗ» – единственного в России предприятия по созданию различных типов пассажирских вагонов локомотивной тяги для скоростей движения до 200 км/ч. Завод специализируется на выпуске одно- и двухэтажных пассажирских вагонов, вагонов для международного сообщения, различных типов грузовых вагонов и вагонов спецназначения, тележек для подвижного состава магистральных железных дорог, а также электропоездов нового поколения, участвует в производстве вагонов метро и низкопольных трамваев.

Участники конференции посетили участок сборки и сварки рам тележек вагонов, где ознакомились с оборудованием для роботизированной и полуавтоматической сварки, а также участки сборки и сварки кузовов вагонов метро, крыш и кузовов двухэтажных вагонов, где увидели установку для автоматической сварки трехпродольных швов. Затем гости посетили холодно-прессовой цех завода, где им было презентовано современное оборудование для лазерной резки и гибки. В рамно-кузовном цехе предприятия делегация посетила участок сборки-сварки боковых стен вагонов, где увидела оборудование для плазменной сварки.

Затем состоялась экскурсия по производственным площадкам предприятия ОАО «Центросвармаш» (входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг») - крупнейшего российского производителя сварных металлоконструкций. Гости посетили участок сборки и сварки боковых стен двухэтажных вагонов и боковых стен вагонов метро, где увидели работу оборудования для лазерной сварки и резки фирмы TTM. Специалисты также увидели новое оборудование для лазерной сварки секций боковин вагонов метро ООО НТО «ИРЭ-Полюс» и оценили работу системы мониторинга и контроля сварочных процессов WeldTelecom.

Завершила деловую программу участников конференции экскурсия по производственным площадкам ОАО «РИТМ» Тверское производство тормозной аппаратуры - предприятия, занимающегося разработкой и производством тормозного оборудования для железнодорожного транспорта.

Напомним, Союз машиностроителей России, Председателем которого является генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, уделяет огромное внимание работе над вопросами, важными для развития машиностроительной отрасли. Как отмечает Первый зампред Думского Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, Первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев, в структуре Союза машиностроителей России – около 30 Комитетов и Комиссий по отраслевым направлениям, которые ведут активную деятельность по защите интересов представителей сообщества машиностроителей.