Меры по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы авиационной промышленности стали главной темой обсуждения на заседании Комитета по авиационной промышленности Союза машиностроителей России, которое состоялось в ОАО «ОАК» под председательством исполнительного Вице-президента Корпорации Александра Тулякова.   

Протокол заседания от 18.03.2015 PDF

Председатель Комитета Александр Туляков отметил, что  на заседании  Комитета планируется активное обсуждение таких важных для отрасли вопросов как создание нормативно-правовой базы авиационной промышленности по разработке и использованию беспилотных авиационных систем и обеспечение идентификации авиационной продукции. Открывая заседание, председатель Комитета отметил, что результатом заседания должна стать резолюция, предусматривающая решение этих актуальных  для отрасли вопросов.

В частности, участники заседания детально обсудили вопросы создания нормативно-правовой базы авиационной промышленности по разработке и использованию беспилотных авиационных систем. В частности, были рассмотрены требования, предъявляемые Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) к беспилотным авиационным системам.

С докладами по первому вопросу выступили представители ФГУП «ГосНИИАС» Эдуард Фальков, ФГУП «ЦАГИ» ВладимирШибаев, ТК № 034 Геннадий Гипич. В ходе дискуссии члены Комитета по авиационной промышленности СоюзМаш России пришли к выводу о необходимости разработки таких документов, как авиационные правила Межгосударственного авиационного комитета «Нормы летной годности для беспилотных воздушных судов различных категорий», методики оценки соответствия беспилотных воздушных судов «Нормам летной годности». Кроме того, следует внести изменения вряд статей Воздушного кодекса РФ – в главу «Экипаж воздушного судна» в части, касающейся операторов беспилотных воздушных судов, а также в главу «Полеты воздушных судов» в части, касающейся организации полетов беспилотных воздушных судов.Также члены Комитета составили рекомендации Минтрансу России о рассмотрении вопроса по включению в Перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации операторов беспилотных авиационных систем и разработать Федеральные авиационные правила, определяющие требования  к операторам беспилотных авиационных систем.

Не менее важным был второй вопрос, рассмотренный участниками заседания - обеспечение идентификации авиационной продукции как один из эффективных методов борьбы с контрафактом. В ходе обсуждения авиапроизводители признали необходимым создание российской системы маркировки комплектующих и агрегатов машиносчитывающими метками, основанными на элементной базе отечественного производства. Обсуждение вопроса вызвало неподдельный интерес авиапроизводителей, так как предложение использовать машиносчитываемые метки подразумевает экономию, увеличение производительности труда, внедрение новых технологий. Принято решение предложить ведущим предприятиям авиационной отрасли ГК «Ростех» и ОАО «ОАК» использовать радиочастотную  идентификацию узлов, агрегатов и комплектующих при производстве авиационной техник - как на собственных мощностях, так и у смежников.

В своем выступлении генеральный директор Союза авиапроизводителей России Евгений Горбунов обратил особое внимание на статью 30 Закона о стандартизации в РФ, которая водит такое понятие как «Знак национальной системы стандартизации». В частности, члены комитета приняли решение предложить Российскому агентству метрологии и стандартизации определить форму Знака национальной системы стандартизации в виде машиносчитываемой метки, а также включить в Программу стандартизации разработку стандарта, определяющего требования к объему и содержанию информации машиносчитываемой метки, используемой в качестве Знака национальной системы  стандартизации.

Таким образом, машиносчитываемые метки могут выполнять функции знака национальной системы стандартизации, следовательно,это выходит за рамки авиационной промышленности и затрагивает интересы всей промышленности РФ. Поэтому Комитет обращается с просьбой к Бюро Центрального совета Союза машиностроителей - рекомендовать  Комитетам и Комиссиям СоюзМаш рассмотреть предложения по использованию машиносчитываемых меток во всех отраслях промышленности Российской Федерации, а также поручить региональным отделениям ООО «СоюзМаш» рассмотреть предложения Комитета по авиационной промышленности на своих очередных заседаниях.

С докладом о подготовке Второго съезда авиапроизводителей России выступил генеральный директор НП «Союз авиапризводителей России»  Евгений Горбунов. Он доложил, на каком этапе находится подготовка к мероприятию, какой выбран формат мероприятий. Отметим, что информацию о мероприятии можно найти на сайте НП “Союза авиапроизводителей”. По решению членов Комитета предложения выступить на съезде по проблемным вопросам отечественного авиастроения направлены Первому Вице-президенту СоюзМаш России, Первому зампреду Думского Комитета по промышленности Государственной Думы Российской Федерации Владимиру Гутеневу, заместителю председателя СоюзМаш Борису Алешину и генеральному директору ОАО «Тактическое ракетное вооружение», члену Бюро Правления СоюзМаш России Борису Обносову.

Напомним, Председатель Союза машиностроителей России, Глава Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов уделяет большое внимание работе Комитетов и Комиссий СоюзМаш России, подчеркивая, что они являются основными инструментами реализации потенциала организации и выработки практических механизмов развития отрасли и законодательных предложений.

Фотографии