В «Рособоронэкспорте» состоялось заседание Комитета по тяжелому машиностроению Союза машиностроителей России под председательством Генерального директора ПАО ОМЗ Михаила Смирнова.  В работе заседания приняли участие представители государственных органов власти, руководители ведущих предприятий отрасли, общественных организаций, эксперты.

>>>> Протокол заседания

Председатель Комитета по тяжелому машиностроению Михаил Смирнов, открывая заседание,  рассказал об основных результатах работы Комитета, итогах рассмотрения предложений по поддержке отрасли и экспорта, направленных в Минпромторг РФ по результатам заседания Экспертного совета по нефтегазовому и тяжелому машиностроению при Комитете по промышленности Госдумы РФ.

Начальник отдела развития горнорудной промышленности и тяжелого машиностроения Департамента станкостроения и инвестиционного машиностроения Мипромторга РФ Александр Лебедев выступил с докладом о стратегии развития отечественного тяжелого машиностроения, статусе подготовки документа, а также основных положениях и механизмах реализации стратегии, в том числе – механизмах для защиты внутреннего рынка.

Говоря о поддержке реализации пилотных партий продукции тяжелого и нефтегазового машиностроения», руководитель проектов Компании SBS Consulting (ранее ООО «Бизнес Решения») Олег Сутырин подчеркнул, что одной  из основных  проблем  вывода нового  машиностроительного оборудования  на  рынок  является высокая начальная  стоимость производства пилотных образцов  и сложность получения референций на них. «Субсидирование освоения производства и реализации пилотных партий продукции является новым инструментом, дополняющим выстраиваемую цепочку мер поддержки  промышленности. Согласованный объем поддержки,  оказываемый до конца 2016 года, составляет 1 млрд руб., основной  акцент будет сделан на поддержке пилотных проектов в области машиностроительной продукции для  ТЭК», - отметил он.

Финансовое обеспечение лизинговых проектов с привлечением средств Фонда развития промышленности при поставке российскими предприятиями оборудования тяжелого и нефтегазового машиностроения стало темой выступлений заместителя генерального директора АО «Газпромбанк Лизинг» Максима Калинкина. Он подчеркнул, что в отрасли тяжелого машиностроения необходимы финансовые инструменты поддержки для производителя и покупателя. В частности, инвестиционный лизинг направлен на финансирование сложных инфраструктурных и производственных объектов, и в отличие от других видов лизинга предполагает длительный инвестиционный период, а возвратный лизинг – прекрасная возможность пополнения оборотного капитала под залог уже имеющегося имущества.

Заместитель директора Фонда развития промышленности Михаил Макаров рассказал об основных условиях программы «Лизинговые проекты», созданной для финансирования лизинга промышленного оборудования. Он отметил, что по программе можно приобрести как иностранное промышленное оборудование, так и произведённое в РФ.

О мерах поддержки экспорта продукции тяжелого и нефтегазового машиностроения в 2017 году рассказал управляющий директор по нефинансовой поддержке АО «Российский экспортный центр» Константин Евстюхин.

Результаты работы экспертных групп в рамках научно-технического совета по импортозамещению при Минпромторге России в области тяжелого и нефтегазового машиностроения представил модератор экспертной группы по направлению «Лифты», исполнительный директор Национального Лифтового Союза, генеральный директор НП «Российское лифтовое объединение» Петр Харламов. Он рассказал о реализуемых проектах, в том числе – проекте «Лебедка», направленных на обновление лифтового парка и обеспечение безопасности перевозок людей. Харламов подчеркнул, что импортозамещение в лифтостроении позволит провести разумное поэтапное замещение импортных комплектующих, создать группу отечественных производителей лифтовых узлов и компонентов, оказать поддержку отечественным лифтостроительным предприятиям, обеспечить эксплуатацию лифтового хозяйства без значительной зависимости от импортных запчастей.

На создании механизма «Покупай российское» с целью устранения двух критических рисков покупки первых партий продукции: высокой цены и риска поломки сделал акцент в своем выступлении начальник управления технологических партнерств и импортозамещения технологий ПАО «Газпром нефть» Сергей Рогачев. Он пояснил, что этот механизм подразумевает субсидирование покупателю государством «разницы в цене» или «компенсации за риск» в случае более высокой цены и технологических рисков первых партий продукции, производимой в рамках Программ импортозамещения.

Меры поддержки промышленных предприятий, запланированные к реализации в 2017 году, в своем выступлении озвучил генеральный директор ФБУ «Российское технологическое агентство» Владимир Пастухов: субсидии на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию комплексных инвестиционных проектов, на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям в 2016 году и других.

О предложениях по разработке проекта поручений Правительства РФ федеральным органам исполнительной власти, способствующих развитию тяжелого и нефтегазового машиностроения, рассказал технический директор АО ВНИИНЕФТЕМАШ, Президент Ассоциации предприятий химического и нефтяного машиностроения Владимир Головачев. Кроме того, в рамках заседания участники утвердили план работы Комитета на 2017 год и решили ряд организационных вопросов.

Напомним, что Союз машиностроителей России, Председателем которого является генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, уделяет огромное внимание работе над вопросами, важными для развития машиностроительной отрасли. Как отмечает Первый зампред Думского Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, Первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев, в структуре Союза машиностроителей России – около 30 Комитетов и Комиссий по отраслевым направлениям, которые ведут активную деятельность по защите интересов представителей сообщества машиностроителей.

Фотографии