vkontakte facebook twitter youtube rss instagram


11.05.201 РЕЗОЛЮЦИЯ ОТЧЕТНО-ВЫБОРНОГО СЪЕЗДА СОЮЗА МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ РОССИИ

11 мая 2011 года                                                                                  г.о. Тольятти



Участники отчетно-выборного съезда Союза машиностроителей России, заслушав выступление Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина и обсудив доклады по темам: «О перспективах среднесрочного развития машиностроительного комплекса России» и «Основные итоги деятельности Союза машиностроителей России за отчетный период», отмечают.
 

Стратегический курс руководства страны на создание конкурентоспособной инновационной экономики через ее диверсификацию, технологическую и инфраструктурную модернизацию, формирование кадрового потенциала новых знаний и компетенций – не имеет альтернативы.
 

Только его успешная реализация позволит России занять достойное место в международном разделении труда, обеспечит национальную безопасность и благосостояние наших граждан.
 

Участники съезда поддерживают избранный курс и считают, что для его осуществления необходима мобилизация потенциалов государства, общества и деловых кругов, которая возможна только на основе целей, ценностей и подходов, разделяемых большинством российских граждан.
 

Именно поэтому инициатива Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина о создании Общероссийского народного фронта получила полную поддержку съезда Союза машиностроителей России.
 

Участники съезда выражают уверенность в том, что Россия располагает необходимыми возможностями для к инновационного развития экономики. Они подчеркивают, что в этом контексте, опережающее развитие машиностроения, осуществляющего насыщение производства новыми техническими средствами и технологиями, является, в конечном счете, основным источником дальнейшего экономического роста страны.
 

Мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 года осложнил реализацию поставленных целей, привел к сокращению возможностей государства и частного бизнеса по проведению модернизации и развитию отечественной инновационной системы. Российское машиностроение оказалось в числе наиболее пострадавших секторов экономики. Если общее снижение промышленного производства составило около 11%, то производство машин и оборудования упало на 29,4%.
 

Вместе с тем, государственная поддержка и оптимизация затрат помогли машиностроению в целом выйти из кризиса. В настоящее время оно вновь демонстрирует неплохие темпы роста: в 2010 году рост производства машин и оборудования по сравнению с 2009 годом составил 12,2%, а транспортных средств и оборудования - свыше 32%.
 

Участники съезда констатируют, что Россия, несмотря на трудности развития в 90-е годы, недавний финансово-экономический кризис, сохранила ведущие позиции в мировой экономике в области создания продукции оборонного назначения, производства космических аппаратов и ракетоносителей, атомного и энергетического машиностроения, отдельных направлений авиа- и судостроения. Это означает, что машиностроение способно выполнить свою базисную роль в модернизации российской экономики и ее переходу на инновационную траекторию развития.
 

Однако говорить о преодолении системных проблем, препятствующих инновационному развитию машиностроения пока преждевременно. В этой связи особую актуальность приобретает решение следующих основных задач:
 

• Существенное повышение инновационной восприимчивости и инновационной активности предприятий. В 2009 году разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли только 9,4% от общего числа предприятий отечественной промышленности, что значительно ниже значений, характерных для развитых экономик. Доля инновационной продукции в общем объеме выпуска в обрабатывающих производствах составляет всего - 1,4%.
 

• Повышение расходов государства и компаний на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и поисковые работы. Кардинальное изменение структуры расходов на технологические инновации. В настоящее время расходы российских компаний на НИОКР (в процентах к ВВП) составляют 1,04%, что значительно ниже, чем у инновационных лидеров, где они достигают 2,5-4,5%, при этом доля затрат на исследования и разработки, выполненные собственными силами компаний составляет около 16% общего объема расходов на технологические инновации. Для приближения к мировому уровню, структуру необходимо изменять в сторону повышения расходов на исследования и разработки, до 50-60% от общего объема инновационных затрат.
 

• Привлечение передовых технологий и продвижение высокотехнологичной продукции на внешние рынки в рамках повышения эффективности международного сотрудничества. Особое значение имеет приобретение приоритетных и критических технологий, внедрение которых позволит в короткие сроки преодолеть технологическое отставание машиностроительной отрасли. Для расширения и углубления международного технологического сотрудничества необходимо более активно подключать возможности общественной дипломатии, через ведущие институты гражданского общества (Торгово-промышленная палата РФ, Общественная палата РФ, Союз машиностроителей России, Общественный совет при Министерстве промышленности и торговли РФ и др.).
 

• Формирование кадрового потенциала машиностроения, способного обеспечить его инновационное развитие. В центре внимания должна оставаться образовательная реформа для того, чтобы она во всех своих звеньях действительно привела к созданию современной системы генерации знаний и новых компетенций. При этом главным критерием ее эффективности должна стать востребованность специалистов отечественным производством. Необходимо кардинально усилить работу по повышению социального статуса и престижа машиностроительной отрасли и профессии машиностроителя в интересах привлечения молодежи в реальный сектор экономики, и создания предпосылок для формирования нового инновационного поколения российских граждан.
 

Очевидно, что масштабность вызовов стоящих перед Россией, сложность задач по обеспечению конкурентоспособности ее экономики в глобальном мире обязывают все институты государства и гражданского общества к предельной концентрации своих возможностей и требуют выхода на качественно новый уровень деятельности.
 

В этой связи участники съезда отмечают - завершается этап становления Союза машиностроителей России, как центра консолидации машиностроительного сообщества, формирования его принципиальной позиции по вопросам развития отечественного машиностроительного комплекса и смежных с ним высокотехнологичных отраслей промышленности, доведения этой позиции до государственных инстанций, широкой общественности и ее реализации через выдвижение значимых инициатив.
 

За этот период Союз успешно развивался в направлении расширения своего регионального присутствия, формирования интеллектуального, программно-стратегического, организационного и информационного потенциалов.
 

В настоящее время региональные отделения Союза активно действуют практически во всех индустриальных районах страны, в его составе большинство ведущих предприятий и организаций машиностроения. Установлено конструктивное взаимодействие с органами власти всех уровней и основными институтами гражданского общества. Над решением актуальных проблем машиностроения работают комитеты и комиссии при Бюро Центрального совета Союза. В основном сформировано единое информационное пространство машиностроительного комплекса.
 

Проходя вместе с экономикой через недавний кризис, Организация направляла указанные возможности на мобилизацию всех резервов в целях скорейшего преодоления кризиса, продолжения курса на технологическую и инфраструктурную модернизацию промышленности. Для этого Союз выдвинул ряд конкретных предложений, получивших поддержку у руководства государства и широкий общественный резонанс. Среди них, в частности, пакет антикризисных мер для оборонно-промышленного комплекса, программы поддержки производителей автомобильной и сельскохозяйственной техники.
 

Участники съезда констатируют, что Союз машиностроителей России сумел стать массовой, авторитетной и влиятельной организацией, пользующейся поддержкой руководства страны и общества, которая успешно отстаивает интересы отечественного машиностроения и смежных с ним высокотехнологичных отраслей экономики. При этом созданы предпосылки для превращения Союза машиностроителей России в центр, объединяющий не только машиностроительное сообщество, но и координирующий усилия государства, общества и деловых кругов в интересах развития всего обрабатывающего сектора российской экономики.
 

Участники съезда подтверждают, что главным приоритетом Союза машиностроителей России на новом этапе его деятельности остается решение основных задач по реализации инновационной стратегии развития страны и в этой связи считают необходимым:
 

В сфере инновационной деятельности:
 

1. В целях повышения инновационной восприимчивости и активности предприятий, оптимизации структуры их инновационных расходов внести предложения по совершенствованию федерального законодательства и нормативно-правового регулирования обрабатывающего сектора экономики, прежде всего, машиностроительной отрасли, предусмотрев:
 

- снижение ставки НДС на машинотехническую продукцию и освобождение от налога на прибыль, вводимых и реконструируемых мощностей минимум на 5-7 лет;
 

- постановку уровня платы налога на имущество в зависимость от показателей инвестиционной активности предприятий и темпов обновления их производственных фондов;
 

- компенсации из федерального бюджета части процентных ставок по кредитам, привлекаемым для реализации проектов создания новых и модернизацию действующих производств, позволяющих с высокой эффективностью производить конкурентоспособную продукцию машиностроения;
 

- оптимизацию действующих ставок ввозных таможенных пошлин на широкие группы машинотехнических изделий, в первую очередь, на технологическое оборудование для перевооружения машиностроительных предприятий;
 

- создание совместной системы финансирования НИР и ОКР государством и представителями бизнеса в рамках государственно-частного партнерства на приоритетных направлениях;
 

- увеличение объема финансирования со стороны государства фундаментальных и прикладных научных исследований на приоритетных направлениях развития машиностроения.
 

2. Определить перечень приоритетных направлений и критических технологий, разработка и приобретение которых позволит существенно преодолеть технологическое отставание обрабатывающего сектора российской экономики.
 

3. Способствовать переходу от поставок отдельных видов оборудования к комплексному решению технологических проблем и сервисного обслуживания предприятий, путем создания специализированных технологических центров (инжиниринговых фирм).
 

4. Содействовать формированию и реализации целевых инновационных программ в обрабатывающем секторе экономики и машиностроительной отрасли на базе технологических платформ, путем создания инновационных пулов с привлечением инвесторов, региональных ассоциаций высших учебных заведений, бизнес-инкубаторов и т.п.
 

5. Всемерно способствовать формированию национальной системы сертификации и стандартизации продукции обрабатывающего сектора экономики и совершенствованию системы защиты результатов интеллектуальной деятельности в России и за рубежом.
 

8. В свете перспектив вступления России в ВТО усилить государственную поддержку отечественного производителя высокотехнологичной продукции обрабатывающего сектора отечественной экономики.
 

9. Способствовать возрождению и развитию рационализаторской и изобретательской деятельности, в т.ч. и через взаимодействие с ВОИР и его региональными структурами.
 

10. Комиссии по развитию конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса при Бюро ЦС Союза машиностроителей России выделить в качестве приоритетного направления вопросы внедрения нового машиностроительного оборудования и его технологической поддержки в целях максимально эффективной производственной эксплуатации.
 

В сфере подготовки кадров:
 

1. Активно содействовать созданию системы непрерывного профессионального образования «школа – ВУЗ – повышение квалификации - переподготовка» в целях формирования нового инновационного поколения кадров для отечественной экономики, прежде всего, по инженерно-техническим и рабочим специальностям. Содействовать предоставлению бюджетных преференций высокотехнологичным предприятиям, направляющим своих специалистов для обучения за рубежом.
 

2. Придать системный характер работе с Российским союзом ректоров в целях селекции одаренных студентов и реализации программы закрепления кадров на производстве.
 

3. Оказать помощь, прежде всего, в индустриальных районах страны в создании региональных центров подготовки и переподготовки инженерно-технических и рабочих кадров для обрабатывающего сектора экономики в целях оперативного решения проблемы их дефицита.
 

4. Содействовать формированию комплексной системы закрепления кадров на производстве путем создания привлекательных социально-экономических условий, в том числе через предоставление доступного жилья.
 

5. Продолжить активное участие в разработке образовательных стандартов и профессиональных стандартов. Обеспечить не локальным, а максимальным охватом тематик профессиональных стандартов, задействуя для этого экспертные возможности отраслевых комитетов Союза машиностроителей России.
 

6. Всесторонне содействовать реализации Федерального закона от 02.08.2009 года №217-ФЗ в целях развития малых инновационных предприятий при ВУЗах, расширяя возможности трудоустройства талантливых студентов и реализации результатов интеллектуальной деятельности.
 

7. Продолжить практику проведения молодежных инновационных мероприятий, таких как традиционная конференция в МГТУ им. Баумана «Будущее машиностроения России», байкальский молодежные форумы и др.
 

8. Комиссии по социальной и кадровой политике при Бюро ЦС Союза машиностроителей России:
 

- выделить в качестве приоритетного направление подготовки квалифицированных рабочих в профессиональных учебных заведениях машиностроительного профиля;
 

- проработать параметры модели инженерно-технического специалиста нового поколения и выработать предложения по участию Союза машиностроителей России в формировании и реализации программы их подготовки и обеспечения их занятости.
 

В сфере международного сотрудничества:
 

1. Увеличить активность международной деятельности Союза машиностроителей России в соответствии с тенденциями во внешнеэкономической политике государства и в глобальной экономике, нацелив ее, прежде всего, на активное привлечение в отечественную экономику технологий нового поколения, формирование привлекательного для инвесторов облика российской экономики, изменение структуры инвестиций от «портфельных» к прямым.
 

2. Последовательно расширять систему взаимодействия с родственными организациями европейских стран в интересах обмена опытом по эффективному использованию различных механизмов государственно-частного партнерства на основе форсайт-проектов, таких как технологические платформы и т.п.
 

3. Расширять контакты с динамично развивающимися в технологическом отношении странами Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, в интересах обмена передовыми технологиями и промышленной кооперации.
 

4. Придать приоритетное значение развитию сотрудничества по линии родственных организаций стран СНГ, прежде всего, в рамках Единого таможенного пространства, а также с родственными структурами стран, входящих в БРИКС, ШОС. Содействовать расширению деловых контактов и торгово-экономической деятельности на местных рынках. Активизировать взаимодействие с русскоязычной деловой диаспорой, особенно в странах СНГ.
 

В организационной, программно-стратегической и информационной сферах:
 

1. Поддержать инициативу Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина по созданию Общероссийского народного фронта, принять активное участие в его формировании и дальнейшей деятельности.
 

2. Обобщить предложения участников съезда и подготовить на их основе пакет инициатив по совершенствованию законодательства в интересах инновационного развития обрабатывающего сектора экономики, в сфере внешнеэкономических отношений, корпоративного строительства, технического и технологического перевооружения, финансов и налогов, земельных отношений, инвестиционной и инновационной деятельности, создания современной системы подготовки нового инженерно-технического поколения и др.
 

3. Во взаимодействии с органами государственной власти и основными институтами гражданского общества направить интеллектуальный, организационный и информационный потенциал Союза машиностроителей России на формирование на его базе центра по согласованию позиций государства, гражданского общества и деловых кругов и выработки общих подходов по вопросам инновационного развития обрабатывающего сектора экономики.
 

4. Уточнить программно-стратегические документы и установки Союза машиностроителей России в соответствии с современными требованиями и задачами нового этапа развития Организации.
 

5. Принципиально повысить уровень и качество работы с региональными отделениями Союза машиностроителей России по повышению эффективности их деятельности в решении актуальных проблем инновационного развития и расширении членской базы Союза с привлечением физических и юридических лиц не только представителей машиностроительной отрасли, но и всего реального сектора экономики.
 

6. Усилить работу Комитетов и Комиссий при Бюро ЦС Союза машиностроителей России в части решения актуальных стратегических задач, прежде всего, связанных с инновационной, инвестиционной и международной тематикой. Обеспечить синхронизацию их экспертной работы с общественными советами при профильных министерствах и ведомствах при выработке отраслевых стратегий инновационного развития.
 

7. В целях повышения конкурентоспособности обрабатывающего сектора экономики усилить системное взаимодействие Союза машиностроителей России с представителями всех форм бизнеса. В интересах насыщения внутреннего рынка и экспансии на внешние рынки технологичной продукции с высокой добавленной стоимостью содействовать созданию благоприятных условий для взаимодействия крупных интегрированных структур с малым и средним бизнесом путем законодательных и тарифных преференций.
 

8. Активизировать законное лоббирование отечественных производителей, прежде всего, выпускающих конкурентоспособную продукцию, всесторонне содействуя урегулированию их отношений с естественными монополиями, в том числе, в части ценообразования и тарифной политики, что важно для сбалансированного развития региональных экономик.
 

9. Разработать программу работы по повышению престижа российского машиностроения, социального статуса инженерно-технических и рабочих специальностей.
 

10. Приступить к формированию единого информационного пространства обрабатывающего сектора российской экономики с использованием ГРИД-технологий в целях предоставления интеллектуальных сервисов, оперативного обмена информацией, формирования благоприятного инвестиционного климата. Разработать механизмы льготного доступа региональных компаний к суперкомпьютерам на базе национальных исследовательских университетов для осуществления необходимых разработок в интересах развития своего бизнеса.
 

11. Продолжить взаимодействие с профессиональными союзами в рамках отраслевых тарифных соглашений в целях гармонизации социально-трудовых отношений и обеспечения стабильной работы предприятий.
 

12. Содействовать развитию системы технического регулирования как важнейшего элемента государственной промышленной политики в интересах стимулирования процесса модернизации производства и использования стандартов и технических регламентов для нетарифного регулирования. Отчетно-выборный съезд Союза машиностроителей России выражает полную поддержку курсу социально-экономического развития страны, проводимому Президентом и Правительством Российской Федерации, и обращается к федеральным и региональным органам государственной власти, политическим партиям и общественным объединениям, профессиональным союзам, работникам обрабатывающего сектора отечественной экономики, всем российским гражданам с призывом активно включиться в реализацию указанного курса во имя будущего нашей Родины.