vkontakte facebook twitter youtube rss instagram


11.05.2011 Доклад Председателя Союза машиностроителей России С.В.Чемезова на съезде Союза машиностроителей России





11 мая 2011 года, г.Тольятти            



 

 

 

 

Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые коллеги!
 

Ключевой вопрос нашей работы – состояние, проблемы и перспективы развития отечественного машиностроительного комплекса. Это вопрос первостепенной важности для машиностроения как системообразующей отрасли российской экономики.
 

В 2009 году отрасль оказалась в числе наиболее пострадавших от кризиса. Если общее снижение промышленного производства составило около 11%, то производство машин и оборудования упало на 29,4%.
 


 

Помощь государства и оптимизация затрат помогли машиностроению в целом выстоять.
 

В 2010 году увеличение производства машин и оборудования по сравнению с 2009 годом составило 12,2%, а транспортных средств - свыше 32%. Но мы понимаем, что отсчет показателей идет от достигнутого во время кризиса «дна». А в производстве дорожной и сельскохозяйственной техники, станкостроении и ряде других отраслей положение остается сложным.
 

Увеличение объемов производства в машиностроении в 2010 году в значительной мере было обеспечено мерами государственной поддержки. Это позволило успешно реализовать правительственную программу утилизации старых легковых автомобилей, а также выполнять инфраструктурные проекты на железнодорожном транспорте и в энергетике.
 

Вместе с тем следует отметить, что ни одна из отраслей машиностроительного комплекса не достигла докризисного уровня.
 

Главная системная проблема российского машиностроения - снижение конкурентоспособности продукции, обусловленная сохраняющейся тенденцией технологического отставания.
 

К основным причинам такого положения дел в отрасли следует отнести:
 

• критический уровень морального и физического износа оборудования и устаревание технологий. (Согласно отчету Счетной палаты Российской Федерации, износ основных фондов в отдельных отраслях российской промышленности достигает 80%, динамика их обновления не превышает 11%);
 

• дефицит долгосрочных финансовых ресурсов для реального сектора экономики;
 

• низкая инновационная восприимчивость предприятий;
 

• наличие избыточных производственных мощностей у оборонных предприятий (как правило, с устаревшей конфигурацией производственных зданий, высокой энергоемкостью и т.п.) и, соответственно, крайне высокие издержки на их содержание;
 

• низкая производительность труда, по некоторым предприятиям уже в 10-12 раз ниже мирового уровня.
 

Развитие машиностроения нуждается в федеральном законе о государственной промышленной политике, который до настоящего времени не принят.
 

В этой связи считаем возможным рассмотреть предложение и выйти с инициативой в «Единую Россию»
 

о взаимодействии в новом избирательном цикле в интересах делегирования в законодательной орган страны представителей Союза машиностроителей России.
 

Подчеркну: руководители предприятий, входящих в наш Союз, – это настоящие профессионалы, преданные своему делу. Полагаю, что их встречи с руководством страны были бы очень полезны для эффективной реализации стратегического курса развития отечественной экономики.
 

Такая практика способствовала бы более активному использованию потенциала нашего Союза как одной из крупнейших общественных организаций в разработке и реализации важнейших социально-экономических решений.
 

Поэтому мы с огромным интересом и поддержкой отнеслись к Вашему, Владимир Владимирович, предложению о привлечении широких масс населения к участию в общественно-политической, партийной, законодательной жизни государства.
 

Идея создания народного фронта как никогда своевременна и актуальна.
 

Считаем, что создание единого народного фронта позволит объединить людей, способных и имеющих опыт для решения тех задач, которые стоят перед нашим обществом. Это представители промышленных предприятий - инженеры и рабочие, работодатели, научно-техническая интеллигенция, представители профсоюзных организаций и других. То есть это широкая общественная коалиция. Причем не только членов и сторонников Партии «Единая Россия».
 

Союз машиностроителей будет активно участвовать в реализации этой инициативы и в ближайшее время подготовит конкретные предложения. Опираться мы будем на региональные отделения, которые активно работают в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации.
 

Таким образом, Союз машиностроителей, как общественная организация, может стать объединяющей и консолидирующей платформой для всех инициативных и ответственных граждан.
 

Общественная составляющая в деятельности Союза направлена на всестороннюю поддержку его профильной деятельности. В этой связи позвольте остановиться на некоторых проблемах взаимодействия министерств и ведомств с производителями промышленной продукции.
 

Во всех развитых странах военные ведомства, как правило, министерства обороны, являются крупнейшими заказчиками. Они обеспечивают основную загрузки и значительную часть доходов оборонных предприятий и научных организаций.
 

Как обстоят дела у нас? Буквально вчера состоялся принципиальный разговор у Президента России по вопросам развития ОПК и выполнения государственного оборонного заказа.
 

В частности, отмечено, что цены на продукцию ОПК должны быть обоснованными. Однако Минобороны России, анализируя структуру цены по контрактам, не принимает во внимание целый ряд издержек производства. В результате рентабельность на некоторых предприятиях в 2010 году снижена до 2-3%. И справедливо было подчеркнуто, что госзаказ должен обеспечивать достаточный уровень рентабельности производства.
 

Остро прозвучал на совещании вопрос выполнения ГОЗ.
 

Сроки размещения заданий ГОЗ в подавляющем большинстве случаев не выдерживаются.
 

Так, по состоянию на 1 мая 2011 года задания государственного оборонного заказа на 2011 год в части организаций Корпорации головных исполнителей ГОЗ размещены в объеме 33,2% от уровня 2010 года (без учета долгосрочных контрактов, заключенных в прежние годы).
 

Общий объем авансов, выделенных организациям Корпорации в рамках ГОЗ-2011, составил 18,3% от объема заключенных контрактов.
 

Особую озабоченность вызывает малый объем государственного оборонного заказа на 2011 год по отрасли боеприпасов и спецхимии.
 

С учетом затрат времени на получение авансов и заключение договоров со смежниками, активная фаза исполнения ГОЗ длится около 5 месяцев. На практике предприятия не только 4-6 месяцев в году находятся без авансирования и необходимой загрузки, но иногда срываются годовые задания по разработкам и поставкам вооружения, военной и специальной техники.
 

Союз машиностроителей России является крупнейшим социальным партнером профсоюзов. Поэтому мы внимательно относимся к обращению в адрес Съезда председателя Оборонпрофа Андрея Ивановича Чекменева.
 

Профсоюз крайне обеспокоен сложным финансово-экономическим и социальным положением на многих предприятиях ОПК, и в первую очередь – промышленности боеприпасов и спецхимии, о которой я уже говорил. Съезд профсоюзов 7 апреля с.г. принял соответствующее обращение в адрес Президента Российской Федерации.

 

Уважаемые коллеги!
 

Постановка вопроса об инновационном развитии социально-экономической системы страны не имеет альтернативы.
 

Основные параметры инновационной экономики изложены в проекте Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (разрабатываемой Минэкономразвития России по поручению руководства страны).
 

Цели поставлены серьезные. В этой связи наши усилия должны быть направлены на решение следующих основных задач.
 

Первое. Необходимо добиться существенного повышения инновационной активности предприятий через преодоление, пожалуй, наиболее существенной проблемы – их низкой инновационной восприимчивости.
 

По каким направлениям необходимо работать. Прежде всего, совершенствовать законодательство в инновационной сфере, усиливая налоговые стимулы для повышения инновационной активности предприятий. Продолжить совершенствование инновационной инфраструктуры путем создания технопарков, бизнес-инкубаторов и т.п. Усилить государственную поддержку отечественного производителя высокотехнологичной продукции, особенно с учетом перспектив вступления России в ВТО.
 

Нам нужно активно поддерживать те отрасли и те предприятия, которые создают конкурентоспособную продукцию мирового уровня. Речь идет, прежде всего, об ОПК и оборонной продукции.
 

Второе. Необходимо повысить расходы организаций на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и кардинально изменить структуру расходов на технологические инновации.
 

Доля затрат на исследования и разработки, выполненные собственными силами организаций, составляет у нас около 16% общего объема расходов на инновации. Чтобы приблизиться к мировому уровню, структуру необходимо изменять в сторону повышения расходов на исследования и разработки как минимум до 50-60% от общего объема инновационных затрат.
 

Третья задача. Расширение международного сотрудничества в интересах инновационного развития машиностроения и продвижения высокотехнологичной продукции на внутренний и внешние рынки.
 

В первую очередь, речь идет о получении в рамках международного сотрудничества доступа к новейшим технологиям. Активное использование передового мирового опыта позволит нам существенно сократить время, требуемое для комплексной модернизации как отдельных предприятий, так и целых отраслей экономики.
 

Необходимо создавать совместные предприятия с привлечением лучших иностранных компаний, готовых предоставить соответствующие технологические решения.
 

Что касается Союза машиностроителей, то он проводит большую работу по укреплению партнерских отношений с зарубежными производителями техники. Это позволяет добиваться конкретных результатов в решении вопросов международной научно-технической и промышленной кооперации, технологического трансферта, стандартизации, сотрудничества в научной и образовательной сфере.
 

Четвертое. Формирование кадрового потенциала машиностроения, способного обеспечить его инновационное развитие.
 

Эта острейшая для российской промышленности проблема. В центре нашего внимания образовательная реформа. Главным критерием ее эффективности должна стать востребованность специалистов отечественным производством.
 

В этой связи особое значение приобретает такой элемент системы образования, как профессиональная подготовка. Предприятия должны подключиться к формированию и развитию системы профтехобразования.
 

Важную роль играют учебные центры и корпоративные университеты, развернутые при крупных производствах (например, на «АВТОВАЗе», «Сухом», «Уралмашзаводе» и других).
 

Внедряются сквозные системы обучения «лицей - колледж - вуз». Полученный опыт от внедрения такой системы на «ВСМПО-АВИСМА» будет использован на других предприятиях.
 

Особый акцент хотел бы сделать на решении проблемы закрепления кадров в сфере производства, особенно в ОПК. Считаем необходимым предпринять комплекс мер для решения этой проблемы. Главное в ней – это отсутствие доступного жилья для молодых специалистов. Соответствующие предложения Союзом подготовлены.
 

В партнерстве с Российским союзом ректоров мы продолжим работу по привлечению талантливой молодежи в реальный сектор экономики. Речь идет о регулярном проведении молодежных инновационных мероприятий, таких, как традиционная конференция в МГТУ имени Н.Э.Баумана «Будущее машиностроения России», селигерский и байкальский молодежные форумы.
 

Союз машиностроителей России продолжит участвовать в реализации проектов партии «Единая Россия». В частности, такого перспективного проекта, как «IT-прорыв», и проекта профессионального образования.
 

В завершение хочу высказать слова благодарности членам Бюро Центрального Совета и Правления, всем нашим партнерам в государственных и общественных структурах за плодотворное сотрудничество.
 

Благодарю за внимание.