vkontakte facebook twitter youtube rss instagram



21 июля исполняется два года со дня вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО)

21 июля исполняется два года со дня вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО)

В этот день Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации».

По мнению Первого зампреда Думского Комитета по  промышленности, Первого вице-президента Союза машиностроителей  России Владимира Гутенева,  однозначные выводы о том, что дает России членство в ВТО, делать рано, тем более в условиях кризисной и неустойчивой мировой конъюнктуры. Но говорить о некоторых промежуточных итогах уже можно.

«Сегодня очевидно, что самые пессимистические прогнозы не оправдались - краха российской экономики и ее основных отраслей от ожидаемого наплыва дешевых импортных товаров не произошло. Напротив, наблюдается определенное снижение импорта. И это, безусловно, позитивный момент», - отметил парламентарий.

«Вместе с тем,  нет и особых оснований испытывать излишний оптимизм. Мы видим, что заметно усилилась тенденция  расслоения экономики на высокодоходные и малорентабельные сектора. С одной стороны, это способствует нарастанию столь необходимой для развития экономики конкуренции, с другой, - побуждает к поиску мер поддержки стратегически важных ее отраслей»,  - считает Владимир Гутенев  и напоминает, что один из вариантов такой поддержки в отношении автомобилестроительной отрасли предлагают представители СоюзМаш России. Речь идет о возобновлении госпрограммы льготного автокредитования для легковых автомобилей. Финансовые итоги подобной программы за 2013 год говорят сами за себя: затраты государства на компенсацию процентных ставок чуть превысили 8 млрд. руб., отчисления же в бюджеты всех уровней составили более 20 млрд. руб. Но главное в том, что стимулирование потребительского спроса не допустило падения объемов производства.

«Не вполне оправдываются надежды российских экспортеров на облегчение доступа на международные рынки: против российских компаний по-прежнему действует около 80 ограничений», - подчеркнул депутат, отметивший, что для простого российского потребителя членство в ВТО малозаметно: ожидаемого снижения розничных цен на импортные товары не происходит.

Но, главное, подчеркивает один из руководителей Союза машиностроителей России, состоит в том, что пока наше участие в ВТО не принесло заметных прорывов в направлении доступа к передовым технологиям и привлечения прямых иностранных инвестиций в интересах повышения конкурентоспособности  российской экономики.

«Формально, - говорит он, - через членство в ВТО Россия получила инструмент,  который должен  обеспечивать  национальные  торгово-экономические  интересы  на  международных  рынках. Вопрос сегодня состоит в том, чтобы мы как можно быстрее научились эффективно им пользоваться, на что мы, собственно, и должны направить свои усилия. Тогда в отечественной экономике могут проявиться положительные эффекты от нашего пребывания в ВТО, однако, при условии, что и ее  комплексная модернизация будет проведена не менее  активно».

«Вместе с тем, представляется, что дело не только в этом. Возникают определенные сомнения в реальной действенности этого инструмента. Ведь, применяемые сегодня антироссийские санкции,  находятся в прямом противоречии с принципами ВТО, что позволяет говорить о том, что  возможности членства в этой организации вряд ли обеспечат ожидаемые экономические преференции» - обращает внимание Владимир Гутенев.