vkontakte facebook twitter youtube rss instagram



Директор Музея истории трактора Альберт СЕРГЕЕВ: Чтобы жить настоящим и строить будущее, надо ценить прошлое

Директор Музея истории трактора Альберт СЕРГЕЕВ: Чтобы жить настоящим и строить будущее, надо ценить прошлое

-Если хотите ближе познакомиться с линейкой техники АГРОМАШ, лучше побывать именно у нас, - утверждает директор единственного в мире Музея истории трактора в Чебоксарах Альберт СЕРГЕЕВ. – Наши стационарные экспозиции с демонстрацией макетов рассказывают не просто о современной технике АГРОМАШ и многих других марках тракторов, но и их предшественниках, на базе которых создана новая техника. Ведь настоящего и будущего без прошлого не бывает.

- Возьмем, например, колесные тракторы АГРОМАШ  30/50/60/85ТК, - поясняет Альберт Николаевич. – Эти уже заслужившие известность в сельском хозяйстве, коммунальной сфере и других отраслях колесные машины сейчас сходят с конвейера Саранского завода «САРЭКС». – Все они – практически новые модели, но сконструированы на основе техники, производившейся на тракторных заводах во Владимире и Липецке. Потому вряд ли будет большой ошибкой считать, что, допустим, нынешний АГРОМАШ 30ТК – это глубоко модернизированная модель известнейших тракторов «Владимирец». Мы горды тем, в залах нашего музея имеются прародители АГРОМАШ 30ТК:  тракторы Т-16, ДТ-20, Т-25, Т-28 и другие, большинство которых, кстати, на ходу. Именно они, а также липецкий Т-40 и другие модели советской техники стали прообразами при создании современных «колесников» АГРОМАШ.

Или взять гусеничный АГРОМАШ 90ТГ. Его предшественники – легендарные ДТ-75, ДТ-54 и другие также представлены в нашей экспозиции.

-  Альберт Николаевич,  Музей истории трактора – уникальный, единственный в своем роде не только в России. Кому принадлежит идея создания музея?

- Открылся музей в октябре 2011 года. Идея его создания принадлежит главе Концерна «Тракторные заводы» Михаилу Болотину. Проект поддержали Союз машиностроителей России, Фонд российской культуры и корпорация «Ростех».

Экспозиция размещена на площади свыше 1,5 тыс. кв. м. Она состоит из  разделов: «От сохи до самодвижущих устройств», «История трактора от паровых машин до мощных дизелей», «Развитие отечественного и зарубежного тракторостроения», «Производители промышленных, лесных и сельскохозяйственных тракторов», «Трактор будущего».

- Что вызывает особый интерес у посетителей музея?

- В первую очередь, раритетные  сельскохозяйственные и промышленные тракторы. В их числе: «Fordson», Т-330, «Владимирец», ДТ-54, «McCormick-Deering 10-20», «International Farmall W12», «John Deere D» и многие другие машины отечественного и зарубежного производства  – свыше 50 единиц.

Кроме того, в залах музея демонстрируется более 600 коллекционных моделей тракторов в масштабе 1:42 со всего мира. Часть из них – отечественные тракторы, в том числе марок ЧЕТРА и АГРОМАШ, которые производят входящие в Концерн «Тракторные заводы» предприятия. Коллекционные модели изготовлены в сотрудничестве с фирмой «Hachette Collections», которая проводила работы по 3D-сканированию. При партнерстве французских исследователей истории тракторостроения копии техники из нашего музея теперь можно увидеть в разных странах мира.

- Что еще в фондах музея?

- У нас более 5 тыс. экспонатов: макеты и системы техники; книги и артефакты, связанные с историей машиностроения; 3D-презентации, слайды и фотодокументы, фильмотека, коллекция картин в жанре соцреализма, плакаты времен первых пятилеток, разнообразные станки, использовавшиеся на тракторных заводах. Много материалов о конструкторах и машиностроителях, тракторных заводах.  Интересуемся мы даже «тракторным» фольклором - частушками и анекдотами…

 Музей истории трактора  фактически является научно-образовательным и просветительским, культурным центром.

- Сотрудники музея активно собирают материалы о памятниках и постаментах, посвященных тракторам. Расскажите об этом подробнее.

- В разных странах мира, тем более в России и бывших республиках Советского Союза, где действовали машинно-тракторные станции, сохранилось немало раритетных образцов техники.  Эти тракторы («Универсал», «СХТЗ-НАТИ», С-65, ДТ-54 и многие другие) устанавливались на специальные постаменты как символы трудового подвига. Состояние многих из них вызывает беспокойство как с точки зрения сохранности. Да еще иногда оказывается, что на постаменте установлен один трактор, а на памятной табличке содержится информация о совершенно другой модели. Или указатель вовсе отсутствует.

Наш музей при поддержке Концерна «Тракторные заводы», Союза машиностроителей России и ФГУП «Политехнический музей» дал старт проекту «Сохраним и приумножим тракторную историю» по сбору информации о тракторах, стоящих на постаментах. Музейные работники по крупицам собирают информацию, которая затем пригодится при организации работ по атрибуции и реставрации памятников.

На данный момент акция вошла в стадию взаимодействия со всеми регионами России. На предложение принять участие в переписи уже откликнулись 35 регионов. Информация о тракторах-памятниках поступила из Башкортостана, Ямало-Ненецкого АО, Марий Эл, Карелии, Кабардино-Балкарии, Удмуртии, Забайкальского, Краснодарского и Ставропольского краев, Брянской, Владимирской, Вологодской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Курской, Курганской, Магаданской, Московской, Новгородской, Новосибирской, Орловской, Омской, Пермской, Ростовской, Самарской, Смоленской, Свердловской, Томской, Тульской, Тюменской, Челябинской областей и других регионов. После переработки информации начнется составление интерактивной карты расположения памятников с краткой историей их создания, состояния и перспектив реставрации.

- Вероятно, к акции по составлению фототеки тракторов-памятников подключаются и посетители музея.

- Конечно! Некоторые подсказывают адреса памятников, другие даже снимки присылают.

По самым скромным подсчетам, с момента открытия музея с его экспозицией ознакомились свыше 200 тыс. человек. Среди посетителей немало иностранных туристов, прибывающих теплоходами по Волге в столицу Чувашии.

- Вы особо гордитесь тем, что многие экспонаты – действующие. А какой трактор из «ходовых» - самый возрастной?

- Из старейших, раритетных в рабочем состоянии – СТЗ 15/30, произведенный в 1932 году на Сталинградском тракторном заводе. Замечу, что Волгоградский завод впоследствии выпускал ДТ-54, ДТ-75 (и такие модели имеются в нашей экспозиции), а также АГРОМАШ 90ТГ.

Также гордимся машиной ХТЗ-7, воссозданной буквально по винтику. Ее мы приобрели у фермера в Тульской области. Долго искали по всей России детали для нее. Кое-что изготовили на чебоксарских заводах агрегатном и промтракторов. И сегодня эта машина на ходу.

- Альберт Николаевич, во время массовых праздников в  Чувашии и соседних регионах музей участвует в трактор-шоу и демонстрирует на ходу ретро-технику. Что именно показываете?

- Впервые эта идея была реализована в 2012 году в ходе «Дня поля Чувашии».  Участники аграрного форума встретили на «ура!»  тест-драйв  трактора СТЗ 15/30 и другой старинной техники.

Дальше – больше: начали практиковать на различных агромероприятиях  показ вместе, на одном поле, старых и новых тракторов, например, того же ДТ-75 и АГРОМАШ 90ТГ, Т-20 и АГРОМАШ 30ТК. В последние годы в паре с музейными раритетными машинами выступают инновационные тракторы АГРОМАШ – Руслан и АГРОМАШ ТГ150, которые представляет компания «Агромашхолдинг». Словами впечатляющее зрелище не описать – это надо видеть…

Кстати, «Агромашхолдинг» - один из основных партнеров музея. Он помог нам приобрести в Казахстане ДТ-75. Также содействовал пополнению кинолектория музея различными роликами,  рассказывающими о технике АГРОМАШ, в том числе о флагманах: гусеничном  АГРОМАШ-Руслане и колесном АГРОМАШ 85ТК, а также газомоторных тракторах серии АГРОМАШ МЕТАН. В экспозиции «Развитие отечественного и зарубежного тракторостроения» посетители знакомятся с моделями тракторов АГРОМАШ. Желающим доступны все номера, начиная с первого, журнала «Агромаш».

И я хотел бы выразить огромную признательность компании «Агромашхолдинг», ее исполнительному директору Мураду КАРАДЖАЕВУ за деятельную помощь музею в расширении экспозиции, восстановлении ретромашин, организации показов современной и старинной тракторной техники на массовых мероприятиях в городах и селах.

-Без посетителей, энтузиастов-помощников успешная деятельность музея невозможна. С какими пожеланиями обратились бы Вы, Альберт Николаевич,  к читателям этого интервью?

- Действительно, участие энтузиастов в развитии музея неоценимо. Например, один из наших друзей из Латвии оказывает нам помощь уникальной технической литературой 30-40-х годов ХХ века по советским тракторам. Другие присылают детали для раритетных машин. А один постоянно привозит нам различные раритеты – навесные орудия для тракторов первых пятилеток.

Сила, мощь, будущее любой державы во многом базируется на плечах тех, кто кует железо и, используя тракторы,  растит хлеб, извлекает руду, строит и расчищает дороги, убирает улицы.   И популяризация профессии машиностроителя -  главная задача музея.

Поэтому чрезвычайно важно не предавать забвению историю отечественного тракторостроения, проявлять любопытство к технике не только в разрезе новых приложений для смартфонов. Живой интерес к раритетным и современным моделям тракторов,  миру высокой инженерии – это крайне занимательная область. Так что обязательно побывайте хоть раз в Музее истории трактора в Чебоксарах.  И вы нисколько не пожалеете. Даже захотите вернуться сюда еще раз уже с родными и друзьями.