vkontakte facebook twitter youtube rss instagram



Эффективная реализация программ импортозамещения возможна только при четкой государственной поддержке

Эффективная реализация программ импортозамещения возможна только при четкой государственной поддержке

В рамках IX Чебоксарского экономического форума «Регионы России – новые точки роста» состоялся Круглый стол на тему «Импортозамещение в промышлености: влияние господдержки на развитие отраслей». 

Главными темами Круглого стола, начавшего свою работу по инициативе Чувашского регионального отделения Союза машиностроителей России и Минэкономразвития Чувашии 23 июня в Национальной библиотеке Чувашской Республики, стали проблемы, связанные с реализацией программ импортозамещения в промышленности региона. В частности, на Круглом столе пристальное внимание было обращено на то, что в некоторых областях промышленности сложилась сложная ситуация. Например, доля импорта в станкостроении сегодня достигает до 90%. В тяжёлом машиностроении – порядка 70%, в сельхозмашиностроении, в зависимости от категории продукции, от 50 до 90%. Такая картина наблюдается во всех регионах России, и Чувашия здесь не исключение. Это таит определенные риски для производителей. В интересах экономической стабильности Чувашской Республики, национальной безопасности России в целом, для заполнения стратегически важных для государства рыночных ниш жизненно важно заполнять их российскими изделиями. Что требует, в свою очередь, усиления мер по государственной поддержке программ по импортозамещению.

Сергей Щетников, председатель Чувашского регионального отделения СМР, заместитель генерального директора «Концерна «Тракторные заводы»: «Союзом машиностроителей России неоднократно заявлялось, что уровень государственной поддержки, невзирая на все разглагольствования о «невидимой руке рынка», у зарубежных производителей многократно выше, чем в Российской Федерации. И страны, которые доверчиво, без всяких условий открывают свои рынки перед иностранными производителями, имеющими за спиной мощную господдержку, затем теряют целые секторы национальной экономики. Такая ситуация наблюдается и в России, где в 1990-е годы из-за непродуманной политики, был нанесен колоссальный ущерб ряду отраслей. Сегодня мы пришли к тому, что прибыль от продажи углеводородов многократно снизилась. Выровнять ситуацию способна только мощная промышленность, производящая товары с высокой добавочной стоимостью. По счастью, в России сохранены стратегически важные компетенции, благодаря которым может быть осуществлен мощный рывок: отечественная промышленность способна производить и конкурентоспособные бульдозеры, и экскаваторы, танки и боевые машины пехоты, электротехнику, самолеты, корабли и многое другое. Но для этого требуется обеспечение координации, концентрации ресурсов поддержки на наиболее перспективных проектах».

В свою очередь Ксения Изотина, главный специалист регионального департамента Союза машиностроителей России рассказала о реализации мер поддержки отечественного машиностроения: «Импортозамещение является несомненным фактом выживания отечественной экономики. В нашей стране восстановливаются производственные цепочки, идет избавление от избыточной зависимости от иностранных технологий. Формируется основа для наращивания несырьевого экспорта. Поэтому главным приоритетом деятельности Союза машиностроителей России является формирования  системы стимулов для поддержки национального производства конкурентноспособной продукции не только на отечественном, но и на зарубежном рынках. При экспертной поддержке СМР в 2015 году был принят №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Кроме того, создан Фонд развития промышленности, который выдает займы под 5% предприятиям. На данный момент объем средств, выделенных фондом уже составил 20 млрд рублей».

Директор ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель» Владимир Бакшаев в своем докладе на тему «Особенности реализации уникальных проектов в рамках политики импортозамещения (на примере предприятий Чувашии)» отметил: «Сегодня производители столкнулись со сложной ситуацией по финансам – если наши западные «конкуренты» получают кредиты под 2% годовых, то у нас – 13-15%. Наши банки предпочитают зарабатывать на рынке ценных бумаг и на валютных операциях, а реальный сектор экономики им неинтересен, так как слишком высоки риски. Причем ни в одной банковской структуре нет экспертов, способных оценить тот или иной продукт. Так что вывод один – нынешняя финансовая система не будет способствовать укреплению реального сектора экономики. И в этом направлении нам, машиностроителям, и государству, предстоит сделать многое».  

На Круглом столе также затрагивались такие актуальные темы, как консолидация потребностей бизнеса с возможностями власти в современных политических реалиях, реализация проекта по созданию на базе ЧГУ им. И.Н. Ульянова Инжинирингового центра,  ситуация на рынке труда в машиностроительной отрасли Чувашской Республики, необходимость введения запретов на импорт иностранной спецтехники для защиты отечественного производителя, господдержка инвестпроектов электротехнического кластера в области импортозамещения. С докладами выступили заместитель министра труда Чувашской республики Виктор Ковалев, зам гендиректора ЗАО «ЧЭАЗ» Дмитрий Макаров, декан машиностроительного факультета ЧГУ им. И.Н. Ульянова» Виктор Гартфельдер,  исполнительный директор  Ассоциации «Электротехнический кластер Чувашской Республики» Александр Рыбаков и другие участники дискуссионной площадки.

Кроме того, в ходе мероприятия Сергею Щетникову была вручена медаль Федерального медико-биологического агентства «За содействие донорскому движению». Председатель Чувашского регионального отделения СМР удостоился награды за активную работу руководимой им организации в деле донорства.