EPC контракты повысят инвестиции в машиностроение – считают члены комиссии по развитию инжиниринга СоюзМаш России

30 июля 2013 года в ТПП РФ состоялось заседание Комиссии по развитию инжиниринга в машиностроении Союза машиностроителей и Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике на тему «EPC/EPCM контракты – инструмент повышения эффективности инвестиций в машиностроение». К участию были приглашены представители органов государственной власти, инжиниринговых компаний, промышленных предприятий и представители научного сообщества.

Со вступительным словом к участникам заседания обратился председатель Комитета по инвестиционной политике ТПП РФ, Антон Данилов-Данильян. На заседании с докладами выступили председатель Комиссии по развитию инжиниринга в машиностроении Союза машиностроителей России Владимир Сметана, Член Совета Федерации ФС РФ Игорь Зуга, директор по инновационной деятельности ОАО «Группа Е4» Валерий Тропин, председатель Подкомиссии по технологическому проектированию машиностроительных заводов при Комиссии Союза машиностроителей по развитию инжиниринга в машиностроении Борис Дегтярев, главный технолог ОАО «НПО «Электромашины» Дмитрий Прыгунов, заместитель технического директора УК «Уралвагонзавод» Константин Шафранский, член ФМОС ООО «Деловая Россия», председатель отраслевого отделения «Инжиниринг» Наталья Кириллова, исполнительный директор Межрегиональной общественной организации «Профессионального сообщества сварщиков» Виктор Поливаев и генеральный директор ООО «К4» Кирилл Сухачев.

Участники обсудили основные проблемы и препятствия на пути развития инжиниринга. Основной акцент был поставлен на положительном опыте инжиниринговых работ в энергетической отрасли с применением EPC/EPCM–контрактов. Как заметил один из выступающих, отечественный бизнес, занимающийся реализацией строительных проектов и расширением производства, стал осознавать, что инжиниринговые услуги - это не дополнительные затраты, не приносящие никакого эффекта, а главное звено в успешной реализации строительных и промышленных проектов.

В то же время в машиностроительном комплексе такие работы пока не являются эффективными. Машиностроение в России развивается неустойчиво, структура промышленного производства и экспорта улучшается медленно; требует быстрого решения проблема высокого физического и морального износа основных производственных фондов.

Как заметил председатель Комиссии Владимир Сметана, одним из путей решения проблем в машиностроительной отрасли стало бы применение EPC/EPCM-контрактов в машиностроении, использование машиностроителями опыта, накопленного в этой области в электроэнергетике, наконец, реализация совместных проектов. «Это путь повышения эффективности инвестиций в машиностроение», - заметил Сметана.

Развитие многих отраслей промышленности и инжиниринга тормозится проблемами в сфере нормативного регулирования, - считает  парламентарий Игорь Зуга. «Отсутствие термина «инжиниринг» затрудняет компаниям бюджетирование инжиниринговых услуг и мониторинг отрасли со стороны государства. Поэтому главным условием успешного функционирования инфраструктуры является модернизация нормативной базы и создание комфортной регуляторной среды. Необходим закон об инжиниринговой деятельности в России», - подчеркнул член Совета Федерации и добавил, что развитие инжиниринга – это рост числа высокотехнологичных инвестиционных проектов, причем не только в машиностроении или энергетике, но и во всех отраслях экономики. «Пока среди 50 лучших инжиниринговых компаний мира нет ни одной российской, но надо стремиться войти в их число», - заметил он.

Но, как отметил директор по инновационной деятельности ОАО «Группа Е4» Валерий Тропин инжиниринговые компании довольно активно работают в электроэнергетике. Он обратил внимание на активно идущий процесс объединения небольших инжиниринговых компаний в крупные холдинги, рассказал о ряде проектов, в том числе уникальных, своей компании.

Борис Дегтярев и Дмитрий Прыгунов выступили с консолидированной точкой зрения о необходимости разработки четкой структуры проектов. «Это направление чрезвычайно нужно для машиностроения, только так инвестор будет четко знать, что он конкретно получит «на выходе»», - заметил Дегтярев.

Пока же в машиностроительной отрасли, как отметил Константин Шафранский, проблем и вопросов больше, чем удачных и системных решений. Нет нормативной базы, сильны монополистические позиции небольшого числа компаний, отсутствует четкая система кредитования рискованных проектов, а таких у нас, с точки зрения инвесторов, большинство, и т.д. Шафранский предложил пригласить к совместному диалогу представителей крупных зарубежных инжиниринговых компаний, которые могли бы рассказать о своем опыте построения работы по PC/EPCM-контрактам.

Поделиться:

ДРУГИЕ НОВОСТИ