Международный стандарт железнодорожной промышленности IRIS был разработан в 2006 году Европейской ассоциацией железнодорожной промышленности (UNIFE) по инициативе крупнейших производителей железнодорожной техники, таких как: Alstom Transport, Siemens, AnsaldoBreda, Bombardier Transportation. Стандарт получил широкое распространение, сегодня выдано 1461 сертификатов в 51 стране, из них 107 сертификатов в России.

Целью стандарта IRIS является обеспечение высокого качества продукции по всей цепи поставок путем внедрения глобальной системы независимой оценки компаний-поставщиков железнодорожной отрасли, а также повышение культуры качества во всем секторе. Стандарт определяет базовые требования к производителям железнодорожной отрасли и включает требования ISO 9001, а также специфические требования, такие как: управление процессами и проектами; развитие поставщиков; управление затратами; стоимость жизненного цикла (LCC); управление рисками; безотказность, готовность, ремонтопригодность, безопасность (RAMS); контроль первого изделия (FAI); анализ видов и последствий отказов (FMEA). В стандарте применяется бальная оценка системы менеджмента, способствующая постоянному улучшению, введены жесткие требования к аудиторам и процедуре проведения сертификационных аудитов.

Европейской ассоциацией железнодорожной промышленности UNIFE совместно с Международной организации по стандартизации ISO принято решение о интеграции стандарта IRIS в систему ISO, в результате чего в железнодорожном секторе появится свой отраслевой стандарт качества как в автомобильной, авиационной, пищевой и других промышленностях.

Новая версия стандарта IRIS разрабатывается на базе действующей редакции стандарта IRIS 02.1 и ISO 9001:2015. Стандарт с названием ISO/ТS 22163 (Менеджмент качества для железнодорожного сектора) является развитием действующей редакции стандарта IRIS. Версия 02.1 стандарта IRIS остаётся в силе до 14 сентября 2018 г. параллельно с этапом перехода к стандарту ISO/ТS 22163.

Основные изменения требований стандарта: согласование со структурой ISO, фокус на обязательных/рекомендуемых процессах и ключевых показателей эффективности, усиление процессного управления, риск – ориентированный подход.  Также в новую редакцию стандарта по предложениям ОАО «РЖД» внесено требование по анализу качества продукции находящейся в эксплуатации и получение подтверждения аудиторами этих данных от заказчиков этой продукции.

Важно отметить, что готовящейся к выходу ISO/ТS 22163 является очередным этапом развития стандарта IRIS. Международная организация по стандартизации ISO получает права на распространение нового стандарта, при этом UNIFE оставляет за собой права на важнейшие функции по контролю за качеством внедрения стандарта, а именно: аккредитацию органов по сертификации и обучение аудиторов. Также в открытом доступе останется интернет портал IRIS, на котором отражена вся актуальная информация о сертифицированных предприятиях.

В соответствии со Стратегией управления качеством в холдинге «РЖД» сертифицированным предприятиям железнодорожного сектора рекомендуется в 2017-2018 годах осуществить подготовку и переход на требования ISO/ТS 22163, в соответствии с установленными процедурами и по согласованию сроков перехода с выбранным органом по сертификации. Предприятиям еще не прошедшим процедуру сертификации целесообразно осуществлять подготовку к сертификации по требованиям действующей редакции стандарта IRIS в плановом режиме, с последующем переходом на ISO/ТS 22163 при ресертификационном аудите.

Поделиться: