Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова и ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод» стали победителями конкурса среди российских компаний и вузов на право получения субсидии для реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства в рамках постановления правительства Российской Федерации № 218.
Конкурс по созданию совместного высокотехнологичного производства вузами и предприятиями в рамках постановления № 218 прошел в конце октября в министерстве образования и науки РФ уже в шестой раз. В этом году по итогам отбора из 127 заявок победили 53 проекта. Одним из них стал проект ИжГТУ имени М. Т. Калашникова и Сарапульского электрогенераторного завода «Разработка и создание высокотехнологичного производства унифицированной машины технологического электротранспорта». В течение трех лет университету и заводу предстоит создать грузовой электротранспорт нового поколения: федеральный бюджет выделяет для этой цели 92 миллиона рублей (на три года) при таком же софинансировании проекта Сарапульским электрогенераторным заводом.
Это вторая победа ИжГТУ в конкурсе по созданию высокотехнологичного производства. Первый проект – «Организация высокотехнологичного производства конденсаторов нового поколения» – был выигран совместно с ОАО «Элеконд» в 2010 году. Проект успешно завершился производственным циклом выпуска сарапульским заводом «Элеконд» танталовых конденсаторов. И снова среди партнеров Ижевского гостехуниверситета в реализации высокой технологии – сарапульское предприятие.
– С Сарапульским электрогенераторным заводом наш университет сотрудничает уже в течение нескольких лет, – говорит руководитель Центра стратегических инициатив и развития ИжГТУ имени М. Т. Калашникова Михаил Плетнев. – В 2013 году кафедра «Электротехника» в рамках импортозамещения выполняла по заказу СЭГЗ разработку высокочастотных преобразователей для лифтового оборудования. В ходе реализации заказа мы вышли на несколько новых совместных проектов. Один из них был связан с электротранспортом нового поколения. Сегодня СЭГЗ серийно выпускает электротележки и электрокары и является лидером по выпуску этой продукции на российском рынке, производя, по разным оценкам, от 30 до 40 процентов напольного грузового электротранспорта на отечественном рынке. Но это конструкция 60-х годов, она уже морально устарела, к тому же многие комплектующие ее системы управления поставляются из-за рубежа. Ученые университета разработали для СЭГЗ концепцию электротранспорта нового поколения. И, когда был объявлен конкурс в рамках постановления правительства № 218, акцент в котором делался именно на импортозамещение, мы приняли в нем участие с этим проектом.
Для чего предназначен наш проект – грузовой электротранспорт нового поколения? Сегодня, когда во всем мире акцент делается на использование электротранспорта, грузовой транспорт, обслуживающий реальный сектор экономики, тоже должен быть в авангарде. Его можно использовать в производственных помещениях, жилищно-коммунальном хозяйстве, на аэродромах, в перевозках на крупных судах, в туристических зонах, где не должно быть выхлопов... Спектр применения этого транспорта очень широкий, и его востребованность на рынке не вызывает сомнений. И не только для использования в узком сегменте – например, как раньше, для обслуживания лишь внутризаводских перевозок.
И мы должны создать такой продукт, который стал бы по-настоящему знаковым, инновационным, обладал бы не только высокими технологическими характеристиками, но и эстетическими. Также он должен быть удобным в эксплуатации и иметь приемлемую для российского заказчика цену. Тогда он будет воспринят и востребован рынком.
Со стороны ИжГТУ над проектом будет работать прежде всего коллектив ученых кафедр «Электротехника» и «Радиотехника», «Автомобили и металлообрабатывающее оборудование». Не исключено участие кафедры «Мехатронные системы» – возможно, системы создаваемого электротранспорта будут роботизированными. Поскольку важна и экономическая составляющая будущего транспорта и его оценка на рынке, мы будем работать с экономистами и маркетологами вуза и завода.
Роль проекта ИжГТУ, получившего федеральное софинансирование, помимо чисто технологического момента, имеет и другие важные региональные аспекты. Сегодня на федеральном уровне поддержан машиностроительный кластер, создаваемый в Удмуртской Республике – одним из инициаторов создания кластера является и ИжГТУ имени М. Т. Калашникова. И это проект – тоже кластерный: в нем будет использован механизм научно-технического взаимодействия завода и вуза, как элемент кластерной политики. Кроме того, руководство нашего региона объявило о приоритете инвестиционного развития. Общая стоимость этого проекта составляет более 180-ти миллионов рублей, половину из которых дает федеральный бюджет, половину – ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод». Наш университет с помощью своих интеллектуальных ресурсов вместе с предприятием-партнером приносит в Удмуртскую Республику деньги, тем самым активно участвуя в формировании экономической основы существования региона.
Проект «Разработка и создание высокотехнологичного производства унифицированной машины технологического электротранспорта» будет реализован в течение трех лет. За это время должны быть проведены патентные исследования, создан и испытан опытный образец новой машины, подготовлена вся необходимая конструкторская документация, позволяющая запускать серийное производство продукта. Завод, в свою очередь, подготовит производственную площадку, оснастит ее необходимым оборудованием, обучит персонал, который будет работать над выпуском изделий нового поколения.