«Концерн Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), входящий в Госкорпорацию Ростех, в рамках реализации стратегии формирования кадрового потенциала для национальной высокотехнологичной промышленности планирует интенсифицировать научно-просветительскую работу среди детей школьного возраста.

Предприятия Концерна, каждое в своем регионе, ведут целенаправленную деятельность по пропаганде технического образования и формированию интереса к радиоэлектронике среди школьников. Специалисты КРЭТ проводят уроки в школах, организуют творческие и технические конкурсы, экскурсии на предприятия, участвуют в ведении кружков и специальных курсов для детей всех возрастов. Предприятия за счет собственных средств участвуют в обеспечении развития учебных заведений, направленных на первичную техническую подготовку будущих специалистов.

«Сегодня технологии развиваются с невероятной скоростью, и в основе этого развития лежат неординарные идеи. Умение мыслить нестандартно, искать необычные пути решения задач формируется в детском возрасте, и в этом смысле мы крайне заинтересованы в максимально раннем старте подготовки будущих специалистов, – заявил первый заместитель генерального директора КРЭТ Игорь Насенков. – Радиоэлектронной промышленности нужны кадры, которые приходят в нее не только из-за высоких зарплат или престижа, но и по зову сердца. Это самые эффективные, самые ценные сотрудники. Их за нас никто не воспитает, и мы планируем интенсифицировать эту работу».

Работа со школьниками в рамках Концерна состоит из ряда последовательных этапов, объединенных в единую систему непрерывной работы – от формирования интереса к радиоэлектронике в раннем возрасте до профориентации и поддержки при поступлении в вузы.

Первым фундаментальным этапом является поддержка региональных центров детского творчества, деятельность которых не обязательно напрямую связана с радиоэлектроникой.

«На этом этапе крайне важное значение имеет развитие творческого потенциала ребенка, который пригодится ему при выборе любой карьеры и может уберечь от пагубных внешних влияний, – отметил Игорь Насенков – Концерн в рамках имеющихся ресурсов стремится поддержать все виды работы с детьми. Развивать потенциал мы планируем, в том числе, путем активного вовлечения наших сотрудников. Многие из них уже успели поучаствовать в работе, и мы будем всячески стимулировать такие инициативы. Сейчас прорабатывается вопрос о предоставлении за шефство над детскими кружками дополнительных отгулов или премий».

Концерн уже накопил богатый опыт работы в данном направлении. Так, Брянский электромеханический завод (БЭМЗ) активно поддерживает клуб городского центра детского творчества в микрорайоне Отрадное города Брянск. Государственный Рязанский приборный завод (ГРПЗ) помогает клубу юных техников «Волна» – одному из старейших детских клубов Рязани. В нем действуют кружки «Кройка и шитье», «Мягкая игрушка», «Начальное техническое моделирование».

Второй этап действующей системы воспитания подрастающего поколения заключается в привлечении внимания детей к технике, привитие им представления о важности и престижности труда в высокотехнологичных отраслях промышленности. Особый интерес школьников вызывает возможность своими глазами увидеть жизнь современного производства, получить ответы на вопросы о предназначении и принципах работы сложных изделий в неформальной обстановке из уст специалистов, которые часто выглядят в их глазах куда убедительнее учителей и родителей. На это направлена экскурсионная деятельность Концерна. Такие крупные предприятия отрасли, как БЭМЗ, ГРПЗ и Ульяновское конструкторское бюро приборостроения (УКБП), на регулярной основе приглашают учащихся местных школ и интернатов на экскурсии.

«Эти мероприятия часто превращаются в выездные уроки, в ходе которых дети получают представление о практическом применении знаний, получаемых ими на уроках физики, – отметил Насенков – Это отличный способ мотивации подрастающего поколения к выбору технических специальностей. Учителя, которые участвуют в организации такого рода занятий, отмечают, что дети начинают проявлять больший интерес к соответствующим школьным дисциплинам, а их успеваемость улучшается».

Не менее важное значение при формировании планов работы со школьниками уделяется российским научным и технологическим традициям. В состав Концерна входят такие предприятия, как рязанский ГРПЗ и санкт-петербургский ПАО «Техприбор», история которых восходит к началу формирования радиоэлектронной промышленности как таковой. Сегодня на территории этих предприятий работают музеи, в которых на регулярной основе проводятся бесплатные экскурсии. Формируется интересная и легкая для восприятия мультимедийная экспозиция, создаются наглядные материалы для использования учителями на уроках истории в школе.

Третьим направлением в работе с детьми является профориентация, которая чаще всего проходит в рамках проведения занятий на базе начальных и средних учебных заведений в регионе, где располагается производство. Так, ГРПЗ на базе школ города Рязани традиционно проводит профориентационную работу, целью которой является формирование позитивного имиджа предприятия как надежного и стабильного работодателя, ориентация школьников на выбор профессий, востребованных на заводе. БЭМЗ уже много лет сотрудничает и оказывает помощь МБОУ «Межшкольный учебный комбинат № 1 г. Брянска», где ведется подготовка для профессии «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов», которая очень востребована на заводе.

Еще одно крупное предприятие Концерна – УКБП – стало инициатором открытия двух центров профессиональной ориентации в городе Ульяновск (на базе лицеев № 90 и № 38) и двух в Ульяновской области (в Новоспасске и в р/п Карсун). В соответствии с утвержденными графиками работы данных центров сотрудники УКБП посещают их, рассказывают школьникам 9–11 классов о предприятии, используя в выступлении видеоматериалы, презентации и раздаточные информационные буклеты.

Завершающим этапом работы с детьми школьного возраста является их сопровождение при поступлении в профильные вузы. Здесь действия предприятий Концерна направлены прежде всего на обеспечение такой возможности для всех талантливых абитуриентов вне зависимости от уровня достатка их родителей. С этой целью действуют программы целевого обучения. Самарский НИИ «Экран» обеспечивает целевую подготовку: на базе Самарского государственного аэрокосмического университета по специальностям «Электроника и наноэлектроника», «Радиоэлектронные системы и комплексы», «Лазерная техника и лазерные технологии», «Автоматизация технологических процессов и производств», и на базе Самарского государственного технического университета – по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств». Данная целевая контрактная подготовка реализуется на основе заключения договора между абитуриентом и работодателем, согласно которому после получения диплома о высшем образовании специалист обязан отработать три года на предприятии. Поступающие по направлению, выданному предприятием, имеют льготы на проходной балл, а во время учебы им оказывается помощь в подготовке курсовых и дипломных проектов и материальная помощь.

Фотографии

Поделиться: