vkontakte facebook twitter youtube rss instagram



Кузница инженерных кадров страны

Кузница инженерных кадров страны

Организация практики и стажировки студентов технических учебных заведений на предприятиях «Концерна «Тракторные заводы» является одним из приоритетных направлений сотрудничества. На сегодняшний день действуют более 20 соглашений о сотрудничестве «Тракторных заводов» с образовательными учреждениями-партнерами.

По оценкам работодателей, едва ли не половина выпускников инженерных вузов, поступающих на работу, нуждается в дополнительной подготовке. По мнению руководства машиностроительно-индустриальной группы, взаимодействие с вузом наиболее эффективно, когда работодатель включен в образовательный процесс на всех этапах обучения, в том числе при прохождении практики, и заканчивая работой над дипломным проектом.

На предприятиях «Тракторных заводах» в 2013 году  прошли практику 1612 студентов, из них наибольшее количество на ОАО «Промтрактор» – 439 чел., ОАО «ЧАЗ» – 189 чел., ООО «Промтактор-Промлит» – 175 чел., ОАО «Курганмашзавод» – 155 чел., ООО «МИКОНТ» – 61 чел., ООО «ВМК «Волгоградский тракторный завод» – 60 чел., ООО «Владимирский моторо-тракторный завод» – 52 чел., ЗАО «Промтрактор-Вагон» – 39 чел., ОАО «Алтайский моторный завод» – 30 чел., ОАО «СКБМ» – 30 чел., НИИ стали – 19 чел., ОАО «ЧЕТРА–Промышленные машины» – 18 чел, ООО «Липецкий завод гусеничных тягачей» – 9 чел., ООО «Зауральский кузнечно-литейный завод» – 6 чел, ОАО «САРЭКС» – 5 чел.

Из 208 дипломированных молодых специалистов, впоследствии трудоустроившихся на заводы, немало тех, чьи родители работают на предприятиях машиностроительно-индустриальной группы. Так, у студентов Чебоксарского машиностроительного техникума по специальности «Технология машиностроения» Ивана Васильева отец Игорь Лукин работает заместителем начальника по ремонту кузнечно-прессового цеха ОАО «ЧАЗ», а у Дмитрия Игнатьева отец Алексей Игнатьев возглавляет плавильный участок чугунного литья ООО «Промтрактор-Промлит». Сыновья заводчан, как будущие машиностроители, открыто говорят, что при выборе профессии и учебного заведения примером для них были родители, и что они пошли по стопам своих отцов, чтобы работать на предприятиях «Тракторных заводов».

Наибольшее количество молодых специалистов, связавших свой профессиональный путь с машиностроением, пришли на легендарный Волгоградский тракторный завод и Курганмашзавод, что свидетельствует об эффективном сотрудничестве этих заводов с образовательными учреждениями-партнерами, о существующей в Волгоградской и Курганской областях преемственности поколений и сложившихся устойчивых традициях.

Так, в 2013 году после практики в ООО «ВМК «Волгоградский тракторный завод» каждый второй выпускник из 34-х человек стал заводчанином. Например, Александр Зюзин и Петр Федоров, выпускники Волгоградского государственного технического университета, стали инженерами-конструкторами Специального конструкторского бюро Волгоградского тракторного завода.

В ОАО «Курганмашзавод» из числа бывших практикантов влились в трудовой коллектив 28 выпускников учебных заведений. Молодые инженерные силы нужны этим заводам, которые выдвинулись в 2014 году на передовой рубеж по производству специальной техники.

Немаловажную роль в значительном увеличении трудоустроившихся молодых машиностроителей на предприятия «Концерна «Тракторные заводы» в 2013 году сыграл Всероссийский социально-патриотический проект «Твои люди, страна!», в рамках которого проводились масштабные профориентационные мероприятия, и студенты учебных заведений могли ближе ознакомиться с лучшими представителями машиностроительной отрасли, современными героями труда.

Наибольшее количество студентов-практикантов на предприятиях «Тракторных заводов» в 2013 году было представлено Чувашским госуниверситетом (343 чел.) и Московским госуниверситетом машиностроения МАМИ (126 чел.). Однако на производство пришли только 40 выпускников ЧГУ (около 12%), а из МГМУ МАМИ вообще не пожелал трудоустроиться ни один молодой специалист. Неудовлетворительная картина наблюдается и при сотрудничестве с некоторыми образовательными учреждениями.

Несмотря на нулевую отдачу для предприятий Концерна от сотрудничества c МАМИ в прошлом году, в нынешнем июле-августе этот институт вновь прислал на практику 73 студента: по специальностям «Автомобиле- и тракторостроение» – 52 человека (в ОАО «Промтрактор» и ООО «Владимирский моторо-тракторный завод»), «Стандартизация и метрология» – 9, «Экономика и управление на предприятии» – 11 (ОАО «Чебоксарский агрегатный завод»). Наставники машиностроительно-индустриальной группы лелеют надежду, что ведущий технический вуз страны учтет неэффективность сотрудничества по итогам прошлого года и переформатирует учебную программу, сфокусировав свои усилия на адресность подготовки студентов под запросы бизнеса.

Руководителем практики студентов МГМУ МАМИ являлся ведущий инженер-технолог Владимирского моторо-тракторного завода Валентин Абаренов, имеющий богатый опыт взаимодействия со студентами на предприятии и состоявший в течение 20 лет членом государственной аттестационной комиссии (ГАК) Владимирского госуниверситета. По словам Валентина Александровича, всем студентам-практикантам МГМУ МАМИ на заводе были предложены для подробного изучения конструкции и технологического процесса изготовления модернизируемого, проектируемого или исследуемого узла детали двигателей и трансмиссии: тела вращения, рычаги, вилки, гильзы, корпусные детали. К сожалению, оценить качество, новизну, полезность для ООО «Владимирский моторо-тракторный завод» проведенной работы студентами в курсовом и дипломном проектировании у специалистов завода нет возможности, поскольку технические специалисты ООО «ВМТЗ» не привлекаются к рецензированию и процессу защиты дипломных проектов в составе государственных аттестационных комиссий студентов МГМУ МАМИ.

«Присутствовать на защите дипломных работ, подготовленных по продукции завода, несомненно, было бы полезно, – говорит Валентин Абаренов, – так как владимирский завод имеет классическую технологию механической обработки, созданной под условия массового и крупносерийного производства. В настоящее время машиностроительные предприятия работают, в основном, в условиях серийного и мелкосерийного производства и полезно было бы в дипломных работах выпускников видеть инновационные инженерные предложения с учетом работы в реальных условиях производства. Это повысит адаптивность будущих специалистов при трудоустройстве на конкретные предприятия».

Совместные действия технических образовательных учреждений и отечественных производителей техники должны направляться на более полное изучение студентами технологий проектирования, конструирования, исследования и испытания, применяемых на конкретных предприятиях, и, в конечном итоге, адресно удовлетворять запросы заводов. Сотрудничество должно строиться не на количественных показателях практикантов, а на доле прихода молодых специалистов на заводы, не говоря уже об адресности и качестве подготовки будущих инженеров.