В последние месяцы о Концерне «Тракторные заводы» полно противоречивых слухов. Одному из крупнейших отечественных машиностроительных объединений некоторые эксперты обещают хорошие перспективы и объясняют это благоприятными условиями для импортозамещающих производств. Другие, наоборот, предвещают предприятиям банкротство, так как большие долги препятствуют динамичному развитию.

Знать мнение сторонних наблюдателей, безусловно, полезно. Но чтобы давать объективную оценку, важно знать реальное положение дел и точку зрения руководства Концерна. Поэтому мы попросили ответить на ряд вопросов президента - генерального директора ООО «Компания корпоративного управления «Концерн «Тракторные заводы» Михаила БОЛОТИНА.

На виду, но не на слуху

- Михаил Григорьевич, для начала хотелось бы понять, что собой представляет Концерн «Тракторные заводы». Фактически он объединяет 17 предприятий. Однако на слуху - два-три завода…

- Концерн «Тракторные заводы» -  один из крупнейших интеграторов научно-технических, производственно-технологических и финансовых ресурсов в машиностроении  как в России, так и за рубежом. С 2006 года в состав группы входят 17 предприятий, на которых трудятся более 20 тысяч человек из семи субъектов Российской Федерации. Наши заводы  расположены в Алтайском крае, Владимирской, Волгоградской, Курганской, Липецкой областях,  в республиках Карелия, Мордовия и Чувашия.  Концерн имеет производства  в Германии (металлургический завод Luitpoldhütte AG), Дании (завод по производству лесных машин Silvatec Skovmaskiner A/S),  Австрии, Венгрии, Испании, Румынии, Сербии, Словакии, (компания Vogel & Noot по производству сельхозорудий) и  Индии (CHETRA Machinery India Pvt. Ltd (CMI)). В нашу структуру, кроме промышленных предприятий,  входят также четыре инжиниринговые и три торгово-сервисные компании в разных городах России.

Вертикально-интегрированная модель производства позволяет «Тракторным заводам» обеспечивать полный жизненный цикл выпускаемой продукции – от научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, производства металлов и запчастей до маркетингово-сбытовых операций, а также послепродажного сервисного обслуживания.

Так что продукция Концерна хорошо знакома  -  это мощные промышленные и не столь сильные универсальные, в том числе сельскохозяйственные, гусеничные и колесные тракторы, бульдозеры, экскаваторы, погрузчики. Еще это – зерноуборочные комбайны и мелиоративные машины, коммунальные агрегаты, лесозаготовительная, железнодорожная техника, автомобильные и тракторные прицепы, многое другое...

–  Как отражаются на производственных площадках, находящихся за рубежом, экономические санкции, введенные против России? Или разного рода ограничения их не коснулись?

– Металлургического производства Luitpoldhütte AG, находящегося в Германии, санкции не коснулись. Никак не затронули они и расположенную в Индии фирму CHETRA Machinery India Pvt. Ltd (CMI), что, в принципе, логично.

Сложнее ситуация с датским активом Silvatec Skovmaskiner A/S. В частности, участились задержки платежей по безналичному расчету. Датские партнеры вынуждены предоставлять дополнительную документацию вследствие того, что «Тракторные заводы» имеют отношение к Внешэкономбанку, находящемуся в «санкционном списке».  В связи с этим  у Silvatec Skovmaskiner A/S появился  дополнительный риск согласований и отказов банков в предоставлении кредитов.  Кроме того, датские производители ожидают падений продаж в России из-за скачка валютной пары рубль-евро. Есть дополнительные репутационные проблемы относительно устойчивости компании Silvatec Skovmaskiner A/S, поскольку теперь поддержка российской группы, очевидно, будет слабее, чем прежде.

В компании Vogel & Noot тоже отмечают, что появились существенные проблемы из-за санкций, которые, по мнению австрийских специалистов Концерна, являются бессмысленными. Экспортные операции Vogel & Noot в РФ возросли в цене для российских клиентов. Осуществление поставок становится сложнее с каждым днем. Уверенность в том, что  ситуация в ближайшем будущем исправится, тает. Поэтому ожидаем, что Vogel & Noot, скорее всего, потеряет в нашей стране какую-то долю рынка.

Так что, наши зарубежные компании испытывают сложности в привлечении кредитных ресурсов из-за наличия российского акционера.

Направления импортозамещения

– Значит, само время заставляет российские предприятия ускоренно развивать импортозамещающие направления. Скажите, пожалуйста, какие изменения вносит Концерн в стратегию и тактику своей деятельности?

– Наша тактика действий меняется, а вот стратегия развития сохраняется. В рамках импортозамещения в Концерне проводятся работы по нескольким направлениям, не стану перечислять все.

 В частности, сейчас анализируются рынки комплектующих изделий – как в России, так и в странах ЕАЭС. Проводим отбор новых поставщиков-изготовителей аналогов импортных комплектующих. Конструкторские службы Концерна совместно с техническими специалистами потенциальных партнеров оценивают перспективы замены как единичной номенклатуры (например, датчиков или светотехники), так и целых узлов в комплексе (скажем, гидросистемы тракторов).

Параллельно рассматриваются вопросы, связанные с дальнейшим развитием внутриконцерновской кооперации. Например, в настоящее время разрабатываются промышленные тракторы с двигателями Алтайского моторного завода. Блоки радиаторов для собственной техники тоже намечаем изготавливать на предприятиях Концерна. При проектировании же новой техники ставим задачу комплектования их отечественными компонентами.

– Даже оппоненты «Тракторных заводов» признают, что в последние годы Концерном разработаны и изготовлены опытные образцы самой передовой техники. Некоторые из них, например, гусеничный трактор АГРОМАШ-Руслан, находятся в серийном производстве. Но покупатели за ними в очереди пока не выстраиваются. Почему? Что тут буксует – сама техника, система сбыта или россияне отвыкли от российских тракторов? Да и в целом – что значит для концерна понятие «инновационная техника и инновационный подход к делу»?

– Высокие кредитные ставки при покупке отечественной техники всегда были проблемой для наших аграриев. Если иностранные производители способны предложить выгодные финансовые условия при покупке тракторов, комбайнов и других машин, то у Концерна, как и у других российских машиностроителей, такой возможности нет. Так что трудно при таком раскладе ожидать очередей на покупку относительно недешевого АГРОМАШ-Руслана, воплотившего массу инновационных разработок.

 Нынешний рост ставок по кредитам на приобретение сельхозтехники до 27 процентов, а также фактическое прекращение выдачи кредитов сельхозпроизводителям «Россельхозбанком» и Сбербанком России привели к практически полной остановке продаж предприятиями отечественного сельхозмашиностроения. Удорожание кредитов из-за поднятия ключевой ставки Центробанка крайне негативно влияет на и так закредитованное сельское хозяйство.

Должен признать, что государство предпринимает шаги по поддержке сельхозпроизводителей долгосрочными кредитами на приобретение техники российского производства. Но эти усилия должны быть более решительными, чтобы ставка кредитов не превышала 8-9 процентов годовых.

Техника АГРОМАШ полностью соответствует требованиям, предъявляемым самоходным и прицепным машинам. Однако это не дает нам права стоять на месте. Говоря об инновационном подходе к делу, отмечу, что мы опираемся на производство комплектации современных моделей техники с жестким контролем качества выпускаемой продукции, адаптацию машин к самым современным агротехнологиям. Развитие четко работающей системы сервисного обслуживания и обеспечения запасными частями – также наша ежедневная работа.

Что касается системы сбыта да и других направлений тоже, то резервов для повышения эффективности работы еще много.

Без техники хлеб не растет

– Какова ситуация с производством сельхозтехники, например, достаточно популярных волгоградских гусеничных тракторов АГРОМАШ 90ТГ, саранских колесных машин АГРОМАШ 85ТК? Ведь в России и в странах СНГ имеется немало покупателей, готовых хоть сейчас выложить деньги за них, но, бывает, заводы не справляются с заказами…

– Волгоградский тракторный завод коренным образом  модернизировал хорошо известный потребителю ДТ-75. Обновлённая модель, оснащенная дизелем Алтайского моторного завода, теперь выпускается под маркой АГРОМАШ 90ТГ. В Волгограде вполне достаточно мощностей для увеличения в любой момент объемов производства.

Ну, а причины того, что выпуск тракторов на два порядка ниже уровня «советского   периода», известны. ДТ-75 во времена СССР производились в таких количествах, что через 4-6 лет они списывались (при требуемом сроке эксплуатации в 10 лет). В хозяйства машины поступали тогда по разнарядке. Сейчас в России меньше и пашни, часть земель вообще выведена из севооборота (по регионам - до 20-30 процентов).  Меняются технологии возделывания почвы: теперь больше применяются колесные трактора 5-6 класса с широкозахватными орудиями.

Комбайны «Енисей»  всегда составляли конкуренцию аналогам как российских, так и зарубежных производителей. При переводе  производства в Чебоксары были не только сохранены высокие технические характеристики, но и проведены работы по дальнейшей модернизации машин. Несколько агрегатов АГРОМАШ 4000, изготовленные в Чувашии,  уже успели поучаствовать в уборочном сезоне 2014 года на полях России и Казахстана. Партия чебоксарских комбайнов в «тропическом» исполнении ушла в Республику Никарагуа.

Теперь о тракторе АГРОМАШ 85ТК тягового класса 1,4. Он, как и другие менее мощные колесные машины, производится в Саранске на заводе «САРЭКС».

При наличии платежеспособного спроса завод в Саранске, оснащенный немецким оборудованием, способен выполнить крупные заказы. К примеру, получив контракт на выпуск машин для Никарагуа, «САРЭКС» в кратчайшие сроки собрал 200 тракторов в «тропическом» исполнении. А в целом мощности предприятия позволяют выпускать в год свыше 5000 тракторов разных моделей и модификаций. Однако пока на российском  рынке доминирующее положение занимает трактор 1,4 класса из другой страны -  в силу более выгодных кредитов, предоставляемых на покупку иностранной машины.

Если же бывают факты необеспечения  потребителей техникой, то это, безусловно, для нас серьезный повод разбираться в сбоях в цепочке «производство – сбыт».

Тягловая сила моторных производств

– Что происходит с выпуском владимирских и алтайских дизелей? Не секрет, что покупатели предпочитают машины с импортными моторами.

– На самом деле подавляющая часть выпускаемой российскими производителями техники (тракторы, комбайны, грейдеры, экскаваторы и др.) оснащается именно дизелями отечественного производства –  алтайскими, владимирскими, ярославскими моторами, а также минской продукцией.

В условиях санкций, несомненно, произойдет увеличение доли российских производителей дизелей. Например, Алтайский моторный завод активно развивает отношения с потенциальными конвейерными потребителями дизеля АМЗ как внутри «Тракторных заводов», так и с внеконцерновскими заказчиками, включая белорусских партнеров. Это только начало. Ведь процесс «привязки» двигателя к технике занимает немало времени, включает в себя совместную работу конструкторских служб, испытания опытного образца и запуск в серию. Мероприятия по модернизации двигателей АМЗ, выбранный вектор развития призваны обеспечить увеличение роста производства дизелей на 50 процентов уже в 2015 году.

Что касается продукции Владимирского моторо-тракторного завода, то они от импортных конкурентов отличаются простотой конструкции и доступной ценой. В условиях резкого роста курса иностранных валют мы смогли удержать цены на двигатели. И сейчас на российском рынке продукция ВМТЗ  наиболее конкурентопривлекательна.

Пожалуй, то, что скажу вам сейчас, станет новостью-сюрпризом. В прошлом году во Владимире провели масштабные мероприятия по изменению технологии изготовления основных деталей дизеля – блока картера, головки, шатуна. Теперь весь процесс механической обработки деталей переведен с устаревших линий на современные обрабатывающие центра, которые позволяют производить основные комплектующие очень высокого качества. И уже сейчас затраты на гарантийно-сервисное обслуживание сократились в несколько раз по сравнению с прошлыми периодами.

Также в прошлом году мы завершили работы по тематике дизелей ВМТЗ с трехклапанной головкой и двигателей на газомоторном топливе, которые позволят на равных конкурировать на рынке с лучшими образцами по таким параметрам, как экономичность и экологичность. Серийное производство данных двигателей  запланировано на нынешний год.

– Правда ли, что с начала нынешнего года работникам Компании корпоративного управления Концерна оклады повышены в полтора раза? И что предпринимается, чтобы увеличить зарплату рабочих, специалистов и руководителей среднего звена?

– Никакого повышения в 2015 году окладов отдельно работникам ООО «ККУ «Концерн «Тракторные заводы» в полтора раза не планируется. На предприятиях Концерна ежегодно проводится индексация заработной платы  на 10-15 процентов, что соответствует ежегодному индексу роста заработной платы в целом по России и позволяет поддерживать ее на конкурентном уровне.

По ряду предприятий Концерна уровень зарплаты превышает среднерегиональные показатели, что свидетельствует о хорошем  положении предприятия на рынке труда. На некоторых наших заводах в Кургане, Волгограде, Липецке, Чебоксарах рост зарплаты существенно превысит темпы роста в целом по стране.

Несмотря на непростое положение машиностроительной отрасли страны, в 2015 году на предприятиях Концерна планируется сохранить, а на отдельных заводах, где наблюдается значительный рост объемов производства, создать дополнительные рабочие места и увеличить численность работающих.

Скажу откровенно: положение Концерна непростое, даже сложное. Однако неразрешимых проблем нет. Нами разработаны взвешенные, реальные «дорожные карты» по большинству направлений. А по части вопросов идет напряженная проработка мероприятий.

Мы находим взаимопонимание с органами государственной власти. В числе множества подтверждений тому – включение Концерна «Тракторные заводы» в список системообразующих предприятий, утвержденный Правительством России 5 февраля 2015 года.

У нас крепнут взаимовыгодные контакты с деловыми партнерами – поставщиками комплектующих, потребителями продукции, кредитно-финансовыми структурами. Мы видим и чувствуем поддержку трудовых коллективов предприятий. Так что вместе у нас все получится.

Фотографии

Поделиться: