vkontakte facebook twitter youtube rss instagram



Михаил ЛИХАЧЕВ: Сделать природный газ доступным моторным топливом

Михаил ЛИХАЧЕВ: Сделать природный газ доступным моторным топливом

Преимущества природного газа как альтернативного вида топлива для автомобилей и тракторов общепризнанно.  Не случайно  интерес к газомоторной технике в российских регионах растет, что называется, на глазах. Однако потенциальные потребители отмечают, пожалуй, единственный, но значимый «минус» - пока еще слабо развита газозаправочная инфраструктура.

Как будет развиваться в России сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций? Этот и другие вопросы о перспективах применения техники, работающей на природном газе, журнал «Агромаш» адресовал   руководителю одной из ведущих компаний на рынке альтернативного топлива, генеральному директору ООО «Газпром газомоторное топливо» Михаилу ЛИХАЧЕВУ.

- Михаил Владимирович, на рынке какого топлива работает руководимая Вами компания? Метана или пропана? Природного газа в сжиженном или компримированном виде?

- Деятельность компании «Газпром газомоторное топливо» направлена на расширение применения компримированного (КПГ) и сжиженного (СПГ) природного газа в качестве моторного топлива.

- Вкратце охарактеризуйте, пожалуйста, состояние внутрироссийского рынка газомоторного топлива. Каковы динамика и тенденции его развития?

- В последние годы наблюдается хорошая динамика роста: объем потребления природного газа в качестве моторного топлива за 2015 год увеличился на 8% и составил 475 млн куб. м.

Одновременно выросла реализация техники, работающей на природном газе. В прошлом году было продано 3172 газомоторных транспортных средства (в том числе 3044  — отечественного производства), что на 39% больше, чем в 2014 году. Еще около 5000 единиц автотранспорта в прошлом году было переоборудовано для использования природного газа в качестве моторного топлива. Таким  образом, в 2015 году парк газомоторной техники увеличился более чем на 8 тыс. единиц и достиг отметки 110 тысяч.

В нынешнем году развитие газовых автопарков в регионах продолжается - по данным субъектов РФ в рамках программы субсидирования планируется приобретение 1032 автобусов и 189 единиц дорожно-коммунальной техники, работающих на природном газе.

- Насколько широко применяется газомоторное топливо в мире?

- Природный газ в качестве моторного топлива используется более чем в 80 странах. По итогам прошлого года общемировое потребление компримированного природного газа превысило 40 млрд. кубометров в год,  парк газомоторных автомобилей достиг показателя 22,5 млн. единиц. Лидерами  являются Иран, Китай и Пакистан. В Европе крупнейшими газомоторными автопарками располагают Испания, Италия, Германия и Норвегия.

- Очевидно, что состояние отрасли тесно связано с рынком газомоторной техники. Насколько перспективно использование в ЖКХ, АПК и других сферах тракторов, использующих в качестве топлива метан?

- Если говорить о газовых тракторах, применяемых в сфере ЖКХ, то они подпадают под действие распоряжения Правительства России № 767-р. Согласно этому документу к 2020 году в городах с населением более 100 тыс. человек количество коммунальной техники на природном газе должно составлять от 10 до 50%.

В сельском хозяйстве это более долгосрочный процесс. По нашим прогнозам потребление СПГ на сельскохозяйственной технике к 2030 году может составить до 0,4 млн. кубометра. Первый пилотный проект планируется реализовать в Татарстане совместно с «Ак Барс холдингом». Также прорабатываются проекты и с другими  сельскохозяйственными производителями. Ключевым вопросом, требующим активного участия производителей, на данный момент является выпуск серийной сельскохозяйственной техники, работающей на природном газе.

- На сегодня в России только Концерн «Тракторные заводы» производит сертифицированные колесные газомоторные тракторы модификации МЕТАН. Сотрудничает ли Ваша компания со сбытовой структурой концерна – «Агромашхолдингом» - по продвижению на рынке газомоторных тракторов? И что еще нужно сделать, чтобы это сотрудничество стало более действенным, эффективным?

- Между компанией «Газпром газомоторное топливо» и Концерном «Тракторные заводы» заключено Соглашение о сотрудничестве в области использования природного газа в качестве моторного топлива. В рамках партнерства организован ежеквартальный обмен информацией о поставках газомоторной техники АГРОМАШ и о планах ООО «Газпром газомоторное топливо» по строительству газозаправочной инфраструктуры на территории России.

Модели тракторов АГРОМАШ  в газобаллонном исполнении представлены в каталоге газомоторной техники и интернет-ресурсе по продвижению газомоторной техники ecogas-auto.ru, а также регулярно выставляется на мероприятиях.

- Как оцениваете технико-технологические и иные характеристики российских газомоторных тракторов АГРОМАШ? Насколько они сопоставимы с зарубежными аналогами?

- Техника АГРОМАШ, работающая на природном газе, является несомненным технологическим лидером в своем сегменте. Ключевое преимущество по отношению к зарубежным аналогам – это цена отечественных тракторов.

- Нередко потенциальные потребители газомоторной техники как бы сетуют, дескать, перешли бы они на газ, да только отсутствие разветвленной сети газозаправочных станций сдерживает. Между тем, известно, многие газозаправки не загружены и на половину мощности. Как Вы прокомментируете эту ситуацию? Что делается для расширения сети заправок?

- Действительно, одним из наиболее важных факторов успешного развития рынка газомоторного топлива является синхронизация процессов строительства газозаправочной инфраструктуры и формирования парков газобаллонной техники. Спрос рождает предложение, а уровень спроса на природный газ, несмотря на ежегодный рост, пока остается на низком уровне – действующая газозаправочная инфраструктура загружена лишь на 26%.

Сегодня наша компания выработала подход к решению данной проблемы – сначала мы изучаем спрос в регионе и заключаем соглашения с потенциальными потребителями. Это обеспечивает нам гарантированный объем спроса, а клиентам – стабильные поставки топлива и удобное расположение станций.

К концу 2018 года мы планируем практически удвоить действующую газозаправочную сеть «Газпрома» и довести количество станций с 213 до 471 объекта. 

- Сейчас много говорят о необходимости обязать АЗС, где традиционно реализуется бензин, продавать потребителям также газомоторное топливо. Насколько реально появление в ближайшие годы доступных многотопливных заправок?

- Законодательно такое обязательство уже существует, однако не на всех АЗС есть техническая возможность подключения к газу. Мы работаем в этом направлении непосредственно с топливными компаниями. Ведутся переговоры об оборудовании традиционных АЗС блоками для заправки транспорта природным газом с «Газпром нефтью», «Газпром газэнергосетью», «Лукойлом».

- Насколько согласованно с региональными программами идет активизация рынка газомоторного топлива? Назовите, пожалуйста, регионы, у которых стоило бы поучиться другим. Может, пока не очень активным регионам не хватает стимулов развивать газомоторное направление?

- Нами определены 10 пилотных регионов, в которых развитие рынка газомоторного топлива ведется форсированными темпами – это Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская, Московская, Ростовская, Свердловская области,  Краснодарский и Ставропольский края, республики Башкортостан и Татарстан.

 Практически во всех этих регионах приняты собственные программы,  однако их реализация идет разными темпами. Наиболее активно действует сегодня Татарстан. Парк газомоторной техники в этой республике вырос за 2014-2015 годы на 985 транспортных средств. В этом году в рамках совместной программы с Правительством республики планируется перевести на природный газ еще порядка 1500 машин. Для нас это очень интересный проект. И мы намерены транслировать опыт его реализации в других регионах России.

- Михаил Владимирович, не могли бы напомнить меры государственной поддержки развития рынка газомоторного топлива? Какие преференции ожидают тех, кто использует газомоторную технику?

- На федеральном уровне действует программа субсидирования регионов в части закупки газомоторной техники для нужд ЖКХ и пассажирских перевозок. В 2014 и 2015 годах  Минпромторг России выделил порядка 6,7 млрд. рублей на эти цели, а в 2016-м планируется потратить еще 3 млрд. рублей.

На региональном уровне субъекты  России имеют возможность самостоятельно развивать механизмы поддержки рынка газомоторного топлива. Наиболее распространенный механизм – это  снижение или полная отмена транспортного налога. Налоговые льготы на газомоторную технику есть в Башкортостане, Санкт-Петербурге, Нижегородской области и других регионах.

- Представим, что в городах и селах начнут массово использовать автомобили, тракторы, другую технику «на метане». Не случится ли так, что «рынок отрегулирует» и поднимет цены на газ? И тогда исчезнет финансово-экономическая привлекательность использования метана в качестве топлива…

- Важно понимать, что низкая цена  –  основное конкурентное преимущество природного газа на рынке моторного топлива. И на сегодняшний день нет предпосылок для ее роста.

- Михаил Владимирович, Вы часто встречаетесь как с уже использующими газомоторную технику специалистами, так и с потенциальными покупателями таких машин. Какие темы оказываются в центре бесед с ними? Что бы пожелали тем, кто еще сомневается – приобрести или нет газомоторные автомобили и тракторы?

- Ключевой вопрос, интересующий потребителей сегодня – это доступность газозаправочной инфраструктуры и техники. Пока ведется строительство АГНКС, мы готовы обеспечить заправку крупных авто- и мехпарков посредством передвижных газозаправщиков.

Для расширения ассортимента и объема выпуска техники, работающей на природном газе, мы активно взаимодействуем с автопроизводителями и тракторостроителями, включая компанию «Агромашхолдинг», которая последовательно продвигает на рынке отечественные газомоторные тракторы АГРОМАШ.  Основная цель нашей совместной работы – сделать природный газ доступным моторным топливом не только для муниципального транспорта, но и коммерческого, частного. В том числе для сельхозтоваропроизводителей, предприятий дорожно-коммунальной сферы.