Цель настоящего обзора — информирование о наиболее значимых инновациях и основных тенденциях мирового сельхозмашиностроения, которые могут быть использованы в качестве инструмента повышения конкурентоспособности российских сельхозтоваропроизводителей.

В рамках обзора рассмотрены ведущие мировые и российские компании — производители самоходных сельскохозяйственных машин, навесной и прицепной техники. Автор обзора — ФГБУ «Учебно-методический центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК».

В целом в 1 квартале 2014 года инновационная активность как зарубежных, так и отечественных компаний была относительно невысока. Это объясняется, прежде всего, прошедшей в ноябре 2013 года выставкой Agritechnica в Ганновере, на которой было представлено много технических новинок.

John Deere практически не представил новинок, связанных с сельским хозяйством, основная инновационная активность пришлась на подразделение лесозаготовительной техники. В тоже время компания активно развивает своих дилеров в России и концентрируется на основных компетенциях, избавляясь от непрофильных бизнесов.

Другими компаниями — фуллайнерами был представлен ряд новых опций для комбайнов и, традиционно — еще более мощные модели тракторов, с повышенной производительностью, маневренностью, обновленными двигателями и гидросистемами.

В 1 квартале 2014 года не было заявлено новинок в области систем автоматического вождения и автоматического управления сельскохозяйственной техникой.

Российские компании сообщили о проведении модернизации ряда уже давно выпускаемых машин. Каких-либо значительных новинок не было. В тоже время белорусская компания «Гомсельмаш» представила новую модель кормоуборочного комбайна на гусеничном ходу, ориентированного специально на новый быстроразвивающийся российский сельскохозяйственный регион — Амурскую область.

Важной тенденцией является появление на рынке программного продукта, для оптимизации управления складом запчастей и парком техники — AGCO+ Plus. Широкое распространение таких программ и их увязка с дилерскими базами данных позволит существенно упростить задачи поддержания нормального функционирования техники. Для России с ее короткими посевной и уборочной компанией оптимизация управления парком техники особенно важна.

Еще одна интересная мировая тенденция — брендирование технологий используемых в тракторах и комбайнах. Особенно ярко это проявляется в практике компаний группы CNH.

Вызывает тревогу отсутствие существенных инноваций у российских компаний. Так например, «Ростсельмаш» являющийся на сегодняшний день безусловным лидером отрасли сообщает только о событиях обычной хозяйственной деятельности. Никаких технологических новинок в 1 квартале 2014 года анансировано не было. При этом, государство прилагает очень существенные усилия для поддержки отечественного сельхозмашиностроения. Действующая система субсидирования закупок с/х техники практически вытеснила с российского рынка иностранные компании. Но дополнительные доходы сельхозмашиностроителей, судя по представляемой ими информации, не идут на новые разработки. Хотя, возможно инновационный цикл пока не завершен.

Исходя из этого очень важной задачей для российских компаний является нормальное информирование своих клиентов о последних новинках и разработках, на уровне качественно превосходящем тот, который наблюдается в настоящее время. Со стороны государства было бы полезно стимулировать направление дополнительных доходов на обновление линейки предлагаемой техники, повышение ее экономической эффективности. Возможным инструментом для этого может стать привязка субсидирования к поставке сельхозтоваропроизводителям новых моделей техники.

В завершение необходимо отметить, что два крупных российских производителя — концерн «Тракторные Заводы» и «Петербургский тракторный завод» достаточно полно информируют потребителя о своей работе по обновлению выпускаемой техники.

Поделиться: