Директор по персоналу ОДК-Сатурн рассказал на IV Съезде авиастроителей о системе адаптации персонала на предприятии 

Директор по персоналу рыбинского ПАО «ОДК-Сатурн» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) Дмитрий Барвинок в рамках проходящего в Казани IV Съезда авиапроизводителей России рассказал о системе адаптации персонала в компании, и, в особенности, о программе «дуального образования».

ОДК-Сатурн является инновационным предприятием, активно осваивающим передовые технологии: аддитивные технологии, применение полимерных и керамических композиционных материалов, суперкомпьютерные технологии и др. Компания реализует целый ряд масштабных проектов в гражданской и военной сферах. Совместно с компанией Safran Aircraft Engines в Рыбинске производится силовая установка SaM146 для пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100. ОДК-Сатурн активно развивает направление двигателей промышленного назначения, участвует в программе создания новейшего двигателя ПД-14 для авиалайнера МС-21, выпускает двигатели Д-30КП для самолетов семейства Ил-76, реализует программы морских и промышленных газотурбинных двигателей и т.д.

Общая численность персонала головного предприятия ОДК-Сатурн на сегодня превышает 13 000 чел. Средний возраст сотрудников – примерно 43 года, 21% составляют молодые люди в возрасте до 30 лет. Наиболее востребованные специальности: проектирование авиационных и ракетных двигателей; двигатели летательных аппаратов; машиностроение; конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств.

«ОДК-Сатурн – это высокотехнологичная компания, которая не только разрабатывает и производит силовые установки различного назначения, но и осваивает передовые технологии, имеющие большое значение для развития промышленности России в целом, –  рассказал Дмитрий Барвинок. – Это, например, аддитивные технологии. Поэтому новые сотрудники на момент поступления на работу, как правило, уже имеют за плечами соответствующее профильное базовое образование, которые они получили в учреждениях среднего профессионального образования (Рыбинский авиационный колледж, Рыбинский промышленно-экономический колледж и пр.), вузах (Рыбинский государственный авиационный технический университет,  Московский авиационный институт, Самарский национальный исследовательский университет и пр.).Поэтому процесс адаптации нужно начинать уже со студенческой скамьи».

С Рыбинским промышленно-экономическим колледжем с 2014 г. реализуется проект «Подготовка рабочих кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности на основе дуального образования». ОДК-Сатурн согласно соглашениям о сотрудничестве организует для учащихся новую модель учебного процесса, предусматривающую проведение учебной практики  на тренажерном и учебно-производственном оборудовании Учебного центра, производственной практики непосредственно в производственных подразделениях предприятия. Кроме того, мы  организуем стажировку преподавателей на предприятии и ознакомительные экскурсии для учащихся, выплачиваем стипендии за хорошую учебу. Специалисты ОДК-Сатурн участвуют в промежуточных и итоговых аттестациях.

«Результаты проекта «дуальное образование» – это рост качества подготовки, положительная динамика присвоения выпускникам повышенных квалификационных разрядов, гарантированное трудоустройство каждому выпускнику, заключающему ученический договор с ОДК-Сатурн, – отметил Дмитрий Барвинок. – Для нас это, в первую очередь, усиление наиболее востребованных компетенций, а также уменьшение периода адаптации новых сотрудников в цехах». 

Учебный центр ПАО «ОДК-Сатурн» обладает лицензией на образовательную деятельность по 34 специальностям (в том числе, оператор/наладчик станков с ЧПУ, токарь, фрезеровщик, шлифовщик, полировщик лопаток и т.д.). Общая площадь центра превышает 3 200 кв. м. Он оснащен тренажерным учебным классом с 10 симуляторами, имитирующими работу стоек управления станков с ЧПУ, а на учебно-производственном участке имеется 14 единиц современного оборудования. Сроки обучения – 2-6 месяцев.

Совместно с РГАТУ им П. А. Соловьева, одного из «опорных» вузов Объединенной двигателестроительной корпорации, реализуется программа целевой подготовки студентов для последующей работы на ОДК-Сатурн, а также ведется взаимодействие в рамках реализации проекта внедрения регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста в Ярославской области. Так, в 2018 г. на целевое обучение по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры было выделено 29 мест по 16 специальностям. Отбор кандидатов осуществляется с учетом баллов ЕГЭ (математика  ≥27, физика  ≥36, русский язык  ≥36). Сегодня по целевому направлению обучаются 60 человек. Практику на предприятии в 2017 г. прошли 285 студентов. Одновременно, 39 сотрудников ОДК-Сатурн обучаются в аспирантуре университета.

Особую роль в адаптации персонала играет выстроенная на ОДК-Сатурн система наставничества. Наставники являются непосредственными организаторами производственно-технического обучения учеников рабочим специальностям и несут персональную ответственность за качество их подготовки.

На ОДК-Сатурн проводится различные конкурсы и форумы, призванные, в частности, способствовать обмену опытом, выявлению наиболее перспективных и инициативных сотрудников: конкурс «Лучший молодой работник ПАО «ОДК-Сатурн», конкурс профессионального мастерства по профессии «Оператор/наладчик станков с программы управлением», Форум актива работающей молодежи «Пример», интеллектуальные игры. Среди досуговых мероприятий можно выделить Зимний и Летний слеты молодежи, спартакиады, открытые турниры по русской лапте и пр.

IV Съезд авиапроизводителей России прошла с 9 по 10 августа 2018 года в Казани в рамках 9-й международной специализированной выставки «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование» (АКТО-2018). Представители ОДК принимали участие в пленарных заседаниях и круглых столах съезда.

***

АО «ОДК-Климов» признано ОКБ года за создание нового вертолетного двигателя ВК-2500ПС-03

 

Санкт-Петербургское АО «ОДК-Климов» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) получило приз и диплом конкурса «Авиастроитель года-2017» в номинации «За успехи в разработке авиационной техники и компонентов (ОКБ года)» благодаря разработке турбовального двигателя ВК-2500ПС-03 для новейшего вертолета Ми-171А2.

Церемония награждения победителей конкурса «Авиастроитель года – 2017» состоялась 8 августа в Казани в рамках IV Съезда авиапроизводителей России.  Диплом конкурса был вручен генеральному конструктору АО «ОДК-Климов» Алексею Григорьеву. Другим лауреатом в номинации стало ПАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина».

Двигатель ВК-2500ПС-03 – это новейшая модификация двигателя ВК-2500 с улучшенными эксплуатационными характеристиками. В нем используется самая современная российская цифровая электронная система управления и контроля с обратной связью типа FADEC. Реализована противопомпажная защита, исключающая возможность отказа двигателя из-за мощных потоков воздуха, снижения атмосферного давления в условиях жаркого высокогорного климата, сильного бокового ветра при взлете и т.д.

Комплекс работ по сертификации ВК-2500ПС-03 был завершен в 2016 г. С 2017 г. двигатели этого типа серийно производятся АО «ОДК-Климов» в Санкт-Петербурге.

Решающее значение для эксплуатантов ВК-2500ПС имеет возможность управлять ресурсом двигателя в зависимости от конкретных условий эксплуатации вместо существовавшего ранее усредненного подхода к оценке ресурса. Это позволяет избежать ненужных затрат на ресурсные работы, если двигатель эксплуатировался в щадящем режиме, и, напротив, сделает возможным досрочное получение сервисного обслуживания, если условия эксплуатации были близки к экстремальным. Технические решения, примененные конструкторами ОДК-Климов, позволяют точно определить реальное состояние двигателя, что в свою очередь исключает влияние человеческого фактора.

ОДК-Климов предлагает эксплуатантам вертолетной техники советского/российского производства программу модернизации силовых установок вертолетов путем замены исчерпавших свой ресурс двигателей на новые двигатели семейства ТВ3-117/ВК-2500 и ВК-2500ПС-03. Это даст, в частности, вертолетам типа Ми-17 и другим машинам этого класса принципиально новые возможности при их эксплуатации в высокогорных районах и районах с жарким климатом.

В настоящее время в ОДК-Климов ведется разработка перспективного двигателя ВК-2500М. Турбовальный двигатель ВК-2500М является глубокой технологической модификацией сертифицированного серийного турбовального двигателя со свободной турбиной ВК-2500. Особенностями двигателя ВК-2500М  станут повышенная мощность при сниженной массе, модульность конструкции, возможность эксплуатации по техническому состоянию, при этом будет сохранена полная взаимозаменяемость с серийными двигателями ВК-2500 и ТВ3-117, что позволит модернизировать уже существующий парк вертолетов Ми и Ка и придать воздушным судам существенно новые эксплуатационные качества. Вариативность компоновки (возможность вывода вала мощности вперед или назад) расширит область применения ВК-2500М. Кроме того. специалисты ОДК-Климов ведут разработку новой модификации двигателя ВК-2500ПС-02 для вертолета Ка-32.

Многоцелевой вертолет Ми-171А2 – это результат глубокой модернизации вертолетов семейства Ми-8/17. В конструкцию Ми-171А2 внесено более 80 изменений. Одним из важнейших отличий Ми-171А2 от вертолетов семейства Ми-8/17 является новая несущая система. В августе 2017 г. вертолет получил от Федерального агентства воздушного транспорта РФ сертификат типа по категории «А», предусматривающей выполнение самых высоких требований безопасности полетов, предъявляемых к гражданским вертолетам. В январе 2018 г. Ми-171А2 успешно подтвердил возможность эксплуатации в сложных климатических условиях при температуре окружающего воздуха до -50°С.

IV Съезд авиапроизводителей России проходит в Казани в рамках 9-й международной специализированной выставки «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование» (АКТО-2018). Представители ОДК принимают участие в пленарных заседаниях и круглых столах съезда.

***

ОКБ им. Люльки отмечено на конкурсе «Авиастроитель года» за новую технологию  нанесения теплозащитного покрытия для лопаток двигателя

Московское ОКБ им. А. Люльки (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) получило диплом конкурса «Авиастроитель года-2017» в номинации «За создание новой технологии» благодаря реализации проекта по созданию серийной технологии нанесения теплозащитного покрытия (ТЗП) для защиты рабочих лопаток турбины перспективного газотурбинного двигателя.

Церемония награждения победителей конкурса «Авиастроитель года – 2017» состоялась 8 августа в Казани в рамках IV Съезда авиапроизводителей России.  Диплом конкурса был вручен генеральному конструктору — директору ОКБ им. А. Люльки Евгению Марчукову.

ОКБ им. А. Люльки является московским филиалом уфимского ПАО «ОДК — УМПО» (входит в ОДК), крупнейшего в РФ предприятия-производителя авиационных двигателей. Названо в честь первого руководителя, выдающегося ученого и конструктора Архипа Люльки, создателя первого советского турбореактивного двигателя. Конструкторским бюро разработано пять поколений газотурбинных двигателей, в том числе, для самолетов семейства Су-27/Су-30, Су-34 и Су-35 — АЛ-31Ф, АЛ-31ФП, АЛ-41Ф-1С и др. Двигатели марки «АЛ» в составе боевых самолетов состоят на вооружении ВВС многих стран. На базе серийного двигателя АЛ-31Ф был создан конверсионный газотурбинный привод АЛ-31СТ в наиболее востребованном сегменте рынка газоперекачивающих агрегатов (16МВт). АЛ-31СТ эксплуатируется ПАО «Газпром».

На конкурс «Авиастроитель года» авторский коллектив из числа сотрудников отдела турбин ОКБ им. А.Люльки и ОГМет Лыткаринского машиностроительного завода (также филиал ПАО «ОДК-УМПО») представил работу по созданию конструкции, состава и серийной технологии нанесения теплозащитного покрытия (ТЗП) на рабочие лопатки турбины высокого давления. Данная технология была успешно внедрена в производство лопаток турбины двигателей для истребителей Су-35 (АЛ-41Ф-1С) и Су-57 (АЛ-41Ф-1) и подтверждена длительными испытаниями на ресурс более 1 000 ч.

«Улучшение характеристик авиационных газотурбинных двигателей неразрывно связано с увеличением степени повышения давления в компрессоре и температуры газа в камере сгорания и перед турбиной, – говорит генеральный конструктор – директор ОКБ им. А. Люльки Евгений Марчуков. –  Очевидно, что в ближайшее время станет актуальной задача создания двигателя с соотношением воздуха и топлива близким к стехиометрическому, при котором температура газа на входе в турбину составит более 2000 К. Освоение таких температур невозможно без создания нового поколения материалов, обеспечивающих конструкционную прочность деталей. Таким образом, теплозащитные покрытия, ресурс которых сопоставим с ресурсом наиболее теплонапряженных элементов горячей проточной части ГТД, являются актуальным и эффективным решением, позволяющим расширить температурный диапазон применения освоенных конструкционных материалов, снизить температурное состояние деталей, что позволяет продлить их ресурс».

При разработке новых двигателей АЛ-41Ф-1С и АЛ-41Ф-1 одной из основных задач было значительное повышение температуры газа перед турбиной высокого давления по сравнению с базовым двигателем АЛ-31Ф для самолёта Су-27 при одновременном повышении требуемого ресурса. Поэтому ключевое значение имел проект создания надежного ТЗП, состоящего из металлического подслоя с высокой жаростойкостью и обеспечивающего высокую адгезию (сцепление) с наносимым поверх него керамическим слоем с высокой коррозионной стойкостью и эффектом тепловой защиты. Авторским коллективом было предложено использовать в качестве подслоя разработанное ВВИА им. Н.Е. Жуковского покрытие АЖ8+CrAl, которое в итоге было утверждено. Таким образом, была создана базовая конструкция ТЗП, включающая жаростойкий металлический подслой АЖ8+CrAl, нанесённый комбинированным методом, керамический теплозащитный слой и металлический барьерный слой поверх керамического слоя, нанесенные электронно-лучевым методом. Сравнительные лабораторные испытания подтвердили эффективность ТЗП. Завершенность разработанной конструкции подтверждена при длительных стендовых испытаниях на двигателях АЛ-41Ф-1С и АЛ-41Ф-1.

Внедрение нового ТЗП позволяет увеличить ресурс лопаток и  ремонтопригодность самого покрытия, что имеет ощутимый экономический эффект. Покрытие успешно прошло государственные стендовые испытания в составе двигателя АЛ-41Ф-1С для самолета Су-35 и передано в серийное производство. Внедренная в серийное производство технология нанесения ТЗП не имеет аналогов в России.

IV Съезд авиапроизводителей России проходит с 9 по 10 августа 2018 года в Казани в рамках 9-й международной специализированной выставки «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование» (АКТО-2018). Представители ОДК принимают участие в пленарных заседаниях и круглых столах съезда.

***

ОДК-Сатурн награждено дипломом конкурса «Авиастроитель года» за разработку отечественного материала для аддитивного производства

Рыбинское ПАО «ОДК-Сатурн» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) признано дипломантом конкурса «Авиастроитель года-2017» в номинации «Лучший инновационный проект» за разработку, паспортизацию и применение металлопорошковой композиции жаропрочного кобальтового сплава отечественного производства для изготовления элементов камер сгорания газотурбинных двигателей большой мощности. Это изобретение является важным шагом на пути внедрения в российское двигателестроение аддитивных технологий (АТ) и реализации программы импортозамещения.

Церемония награждения победителей конкурса «Авиастроитель года – 2017» состоялась 8 августа в Казани в рамках IV Съезда авиапроизводителей России.  Диплом конкурса был вручен авторам проекта ОДК-Сатурн Денису Федосееву, Алексею Сасарину, Ивану Редькину и Игорю Ильину.

В настоящее время аддитивные технологии являются одним из наиболее динамично развивающихся направлений в производстве газотурбинной техники. Внедрение АТ позволяет существенно сократить цикл изготовления деталей и снизить их стоимость, использовать материалы, формообразование которых традиционными способами невозможно или затратно, создавать конструкции с уникальной топологией, изменить всю бизнес-модель производства услуг (ремонт, сервис, кастомизация). Работа по освоению АТ на ОДК-Сатурн ведется уже более 10 лет. На предприятии действует Центр аддитивных технологий. Непосредственно по этому направлению работают более 50 специалистов различного профиля. Специалистами службы генерального конструктора была разработана, апробирована и внедрена конструкторско-технологическая цепочка разработки и оптимизации деталей, проектируемых для аддитивного производства, позволяющая существенно сократить сроки разработки и внедрения деталей и узлов. В 2017 г. на ОДК-Сатурн более 1 000 деталей газотурбинных двигателей различного назначения изготовлены аддитивными технологиями из кобальтового и титанового сплавов, из нержавеющей стали.

Одним из основных сдерживающих факторов внедрения АТ в конструкцию газотурбинных двигателей было отсутствие паспортизованных металлопорошковых композиций (МПК) отечественного производства. В рамках программы импортозамещения и разработки комплексной технологической цепочки производства элементов камер сгорания ГТД аддитивными технологиями ОДК-Сатурн совместно с ФГУП ВИАМ инициировало работы по паспортизации российского жаропрочного кобальтового суперсплава для технологии послойного синтеза на подложке. Были выполнены работы по корректировке параметров качества с целью приведения в соответствие с требованиями технологических процессов, подтверждения применимости в АТ и обеспечения необходимого уровня эксплуатационных характеристик синтезированных изделий. В ходе работ был подтвержден высокий уровень механических свойств синтезированного материала.

Положительные результаты проведенных работ, подтвердили возможность использования новой отечественной МПК для синтеза ряда элементов камеры сгорания. Специалистами ОДК-Сатурн проведен полный комплекс экспериментальных и опытных работ по определению эксплуатационных характеристик деталей типа «завихритель», синтезированных методами АТ, в сравнении с изготовленными по традиционным технологиям. Результаты исследований показывают стабильность экспериментальных данных в диапазоне ±2% от номинального значения, заложенной конструкторской документацией, в то время как завихрители, изготовленные по традиционной технологии, имеют разброс характеристик ±6%. Снижение разброса параметров в три раза говорит о высокой стабильности и повторяемости аддитивного процесса. Минимизация разброса расходных характеристик способствует стабильному процессу сгорания топлива и, как следствие, более высокой полноте сгорания, снижению выбросов вредных веществ и повышению ресурса двигателя.

ОДК-Сатурн организовано аддитивное производство заготовок изделий для ГТД из отечественных МПК, эффективность которого подтверждена на примере производства завихрителей для камер сгорания. При этом достигнуты следующие результаты:

·  уменьшено количество производственных подразделений, задействованных в изготовлении завихрителей, с пяти до трех;

·    уменьшено число технологических операций в пять раз (с 200 до 40);

·   уменьшено количество задействованного технологического оборудования в 3,3 раза (с 10 до 3 единиц);

 ·   уменьшено время изготовления одного завихрителя в 3,24 раза (с 343 до 106 часов).

«Разработка и запуск в производство отечественной металлопорошковой композиции для послойного синтеза – не только важный шаг на пути дальнейшего внедрения аддитивных технологий на ОДК-Сатурн, но и значимое событие для  высокотехнологичной промышленности России в целом, – отметил заместитель генерального директора – управляющий директор ПАО «ОДК-Сатурн» Виктор Поляков. – Этот проект очень важен для развития двигателестроения в России, особенно в рамках выполнения программы импортозамещения».

Конкурс «Авиастроитель года», учредителями которого являются ПАО «ОАК», АО «ОДК»,  АО «Вертолеты России», АО «Техноди­намика», ФГУП «ЦАГИ» и Союз авиапроизводителей России, проводится с 2011 г. Основной задачей конкурса  является развитие системы общественного стимулирования коллективов корпораций, предприятий авиационной промышленности, учреждений, ассоциаций и других объединений юридических лиц, а также обществ, организаций и отдельных физических лиц, добившихся выдающихся результатов в научной, производ­ственной и социальной сферах в области авиастроения и внесших весомый вклад в развитие отрасли.

IV Съезд авиапроизводителей России проходит в Казани в рамках 9-й международной специализированной выставки «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование» (АКТО-2018). Представители ОДК принимают участие в пленарных заседаниях и круглых столах съезда.

***

ОДК-СТАР отмечено на конкурсе «Авиастроитель года» за создание системы автоматического управления двигателем ПД-14

Пермское АО «ОДК-СТАР» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) признано дипломантом конкурса «Авиастроитель года-2017» в номинации «За успехи в создании систем и агрегатов для авиастроения» за успешную реализацию программы по разработке системы автоматического управления (САУ) двигателя ПД-14 для авиалайнера МС-21.

Церемония награждения победителей конкурса «Авиастроитель года – 2017» состоялась 8 августа в Казани в рамках IV Съезда авиапроизводителей России. Диплом был вручен представителям руководства ОДК-СТАР.

ОДК-СТАР (расшифровывается как Системы Топливопитания и Автоматического Регулирования) — единственное в России предприятие, обладающее компетенциями в разработке и серийном производстве систем топливопитания и управления газотурбинными двигателями воздушного, наземного и морского назначения, включая электронные агрегаты с полной ответственностью типа FADEC и гидромеханические агрегаты, а также имеющее опыт поддержания всего жизненного цикла газотурбинных двигателей.

Один из проектов ОДК-СТАР – САУ для новейшего российского турбовентиляторного двигателя ПД-14, разработанного ОДК для авиалайнера МС-21-300. Разработанная система автоматического управления с полной ответственностью (типа FADEC – Full Authority Digital Engine Control system) соответствует лучшим мировым аналогам и отвечает всем современным требованиям по ресурсам, срокам службы и показателям надежности. В конструкции агрегатов САУ-14 применяются только современные российские компоненты и элементная база. В настоящее время завершаются сертификационные испытания САУ-14 в Росавиации, в том числе, и по программам сертификации двигателя ПД-14.

Входящий в состав системы электронный регулятор двигателя РЭД-14 обеспечивает комплексное всережимное управление, ограничение предельных параметров, оперативную диагностику и защиту двигателя от предельных режимов, а также информационный обмен с системами самолета и его силовой установки.  Примененные в агрегате конструктивные и программные решения гарантируют обеспечение высоких показателей надежности и стойкость к внешним воздействующим факторам, в том числе защиту от электромагнитных помех и молнии.

Исполнительная гидромеханическая часть САУ-14 обеспечивает топливопитание двигателя и средств его механизации. В конструкции агрегатов используются износостойкие, высокопрочные и высокотемпературные материалы, что подтверждается успешно проведенными испытаниями на воздействие внешних факторов, в том числе, испытаниями на огнестойкость. 

Конкурс «Авиастроитель года», учредителями которого являются ПАО «ОАК», АО «ОДК»,  АО «Вертолеты России», АО «Технодинамика», ФГУП «ЦАГИ» и Союз авиапроизводителей России, проводится с 2011 г. Основной задачей конкурса является развитие системы общественного стимулирования коллективов корпораций, предприятий авиационной промышленности, учреждений, ассоциаций и других объединений юридических лиц, а также обществ, организаций и отдельных физических лиц, добившихся выдающихся результатов в научной, производ­ственной и социальной сферах в области авиастроения и внесших весомый вклад в развитие отрасли.

IV Съезд авиапроизводителей России проходит в Казани в рамках 9-й международной специализированной выставки «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование» (АКТО-2018). Представители ОДК принимают участие в пленарных заседаниях и круглых столах съезда.

***

Система наставничества ОДК-УМПО принесла объединению победу в конкурсе «Авиастроитель года»

ПАО «ОДК-УМПО» признано лауреатом конкурса «Авиастроитель года-2017» в номинации «За подготовку нового поколения специалистов авиастроительной отрасли среди предприятий» за успешное формирование системы наставничества.

Церемония награждения победителей конкурса «Авиастроитель года – 2017» состоялась 8 августа в Казани в рамках  IV Съезда авиапроизводителей России.

ОДК-УМПО серийно выпускаются турбореактивные двигатели для самолетов семейства Су-35 (АЛ-41Ф-1С), Су-27 (АЛ-31Ф), семейства Су-30 (АЛ-31Ф и АЛ-31ФП), узлы для вертолетов «Ка» и «Ми». ОДК-УМПО является разработчиком и головным производителем перспективного двигателя для истребителя пятого поколения Су-57. В настоящее время предприятие активно осваивает выпуск продукции гражданского назначения. В рамках диверсификации производится газотурбинный привод АЛ-31СТ для газоперекачивающих станций, разработанный на базе серийного авиационного двигателя АЛ-31Ф. ОДК-УМПО участвует в кооперации с другими предприятиями ОДК в проекте создания двигателя ПД-14 для пассажирского самолета МС-21, а также в работе по выпуску компонентов вертолетных двигателей типа ВК-2500.

«В ОДК-УМПО создана и успешно работает система наставничества, – говорит управляющий директор предприятия Евгений Семивеличенко. – Задача наставников – максимально быстро и эффективно погрузить в производственную среду вчерашних выпускников, недавно принятых в объединение сотрудников. Сегодня наставниками на предприятии являются 548 человек. Для расширениях их кругозора  регулярно проводятся круглые столы по теме развития производственной системы, освоения ключевых технологий, внедрения нового оборудования и профессионального роста персонала. В объединении идет освоение перспективных изделий, и производству нужны высококвалифицированные кадры с современным, технологичным мышлением. Система наставничества, в первую очередь, работает на эту задачу».

Немало внимания уделяется рассмотрению вопросов совершенствования работы наставников и оценки ее результативности. Для привлечения высококвалифицированных рабочих и специалистов к участию в учебном процессе в ОДК-УМПО действует ряд мотивационных положений. Ежегодно проводится конкурс «Лучший наставник», победитель которого награждается дипломом и денежной премией.

В объединении успешно работает учебный центр, где реализуются программы переподготовки, повышения квалификации, обучения смежным профессиям.

«Количество обученных в учебном центре в 2017 г. в сравнении с 2016 г. увеличилось на 33% (в 2016 г. – 11 406 чел., в 2017 г. – 15 128 чел), - рассказал заместитель управляющего директора – директор по персоналу Николай Лютов. – Так, в 2017 г. через учебный центр подготовлены 632 новых рабочих, что почти в два раза больше, чем в 2016 г.; 721 чел. – обучены вторым (смежным) профессиям; 1150 рабочих повысили свою квалификацию (разряд). За счет обучения и совместной работы с наставником мы можем заранее выявить сильные и слабые стороны нового сотрудника».

По итогам конкурса, проведенного в 2017 г. Национальным агентством развития квалификаций, практика формирования и поэтапного развития профессиональных компетенций будущих и действующих работников ОДК-УМПО вошла в федеральную базу данных лучших практик предприятий и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по подготовке, повышению квалификации и переподготовке рабочих кадров. Сегодня она тиражируется среди крупнейших госкорпораций и высокотехнологичных предприятий.

Конкурс «Авиастроитель года», учредителями которого являются ПАО «ОАК», АО «ОДК»,  АО «Вертолеты России», АО «Техноди­намика», ФГУП «ЦАГИ» и Союз авиапроизводителей России, проводится с 2011 г. Основной задачей конкурса  является развитие системы общественного стимулирования коллективов корпораций, предприятий авиационной промышленности, учреждений, ассоциаций и других объединений юридических лиц, а также обществ, организаций и отдельных физических лиц, добившихся выдающихся результатов в научной, производ­ственной и социальной сферах в области авиастроения и внесших весомый вклад в развитие отрасли.

IV Съезд авиапроизводителей России проходит в Казани в рамках 9-й международной специализированной выставки «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование» (АКТО-2018). Представители ОДК принимают участие в пленарных заседаниях и круглых столах съезда.

***

Морской газотурбинный проект ОДК-Сатурн победил на конкурсе «Авиастроитель года» в номинации по диверсификации производства

Рыбинское ПАО «ОДК-Сатурн» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) признано лауреатом конкурса «Авиастроитель года-2017» в номинации «За успехи в развитии диверсификации производства» благодаря успешной реализации программы по созданию отечественной базы морских корабельных газотурбинных двигателей М70ФРУ-2, М70ФРУ-Р и агрегатов на их основе.

Церемония награждения победителей конкурса «Авиастроитель года – 2017» состоялась 8 августа в Казани в рамках IV Съезда авиапроизводителей России. Приз и диплом конкурса были вручены представителям руководства ПАО «ОДК-Сатурн».

Поставки украинских морских газотурбинных двигателей (ГТД) для РФ прекратились после 2014 г., что остро поставило вопрос о разработке и постановке на серийное производство отечественных двигателей и агрегатов на их базе. Поэтому на основании государственных контрактов, заключенных между Минпромторгом России и ПАО «ОДК-Сатурн» в рамках реализации подпрограммы «Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса» Государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентноспособности», а также в рамках проведения импортозамещения предприятие разработало корабельные ГТД М70ФРУ-2, М70ФРУ-Р, освоило производство еще одного двигателя, а также выполнило разработку газотурбинных агрегатов (ГТА) на их базе. В 2017 г. три ОКР были успешно завершены.

Ключевое значение в реализации проекта российской базы морского газотурбостроения имело создание на ПАО «ОДК-Сатурн» сборочно-испытательного комплекса корабельных ГТА и дизель-газотурбинных агрегатов (СИК КГТА/ДГТА) с уникальными для страны испытательными стендами мощностью до 15 МВт и до 40 МВт. Технологические решения, заложенные в комплексе, позволяют испытывать корабельные двигатели и агрегаты на их основе более чем 20 различных конфигураций. СИК КГТА/ДГТА является кластером, который не только полностью обеспечивает на этапе импортозамещения текущие потребности РФ в части морских силовых агрегатов, но позволит испытывать и  перспективные ГТД и  ГТА/ДГТА. В апреле 2017 г. в присутствии Президента РФ Владимира Путина СИК КГТА был введен в опытну

Поделиться: