Объединенная двигателестроительная корпорация впервые в истории обеспечила воздушную транспортировку промышленного газотурбинного двигателя (ПГТД) ПС-90ГП-2 на удаленный объект газотранспортной системы. Общая масса двигателя и контейнера составила 8,5 тонны. Индустриальный двигатель ПС-90ГП-2 разработки и производства ОДК был успешно доставлен тяжелым вертолетом Ми-26Т на компрессорную станцию (КС) Байдарацкая в Ямало-Ненецком автономном округ (ЯНАО) для ООО «Газпром трансгаз Ухта».
КС «Байдарацкая» находится в труднодоступном районе, доставка грузов на данный участок существенно затруднена в связи с полным отсутствием железнодорожного сообщения и автомобильных дорог, включая «зимники» и паромные переправы. Для доставки ПГТД из Перми (где расположен его производитель АО «ОДК-Пермские моторы») на компрессорную станцию была организована сложная мультимодальная транспортировка с использованием нескольких видов транспорта, включая специализированный автотранспорт, железнодорожную и авиационную перевозку на внешней подвеске. Кроме того, силами АО «ОДК-Авиадвигатель» и АО «ОДК-Пермские моторы» была осуществлена специальная доработка контейнера ПГТД с целью приведения его в соответствие требованиям, предъявляемым к грузам для перевозки на внешней подвеске вертолета. Общий план и методика транспортировки разрабатывались транспортной компанией ООО «ГТК-Гусар» в тесном взаимодействии с ОДК.
После выполнения всех необходимых приготовлений двигатель был успешно доставлен на КС на внешней подвеске тяжелого транспортного вертолета Ми-26Т АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд». Транспортировка прошла без проблем и в согласованные с заказчиком сроки. Двигатель успешно введен в эксплуатацию с помощью инженеров АО «ОДК-Пермские моторы» из службы поддержки заказчиков.
«Одной из задач ОДК является расширение рынка продаж нового и услуг по капитальному ремонту находящегося в эксплуатации газотурбинного оборудования наземной тематики производства предприятий холдинга, – говорит заместитель генерального директора – руководитель дивизиона «Энергетические и промышленные программы» АО «ОДК» Сергей Михайлов. – Достижение этой цели осуществляется, в том числе, за счет увеличения доли услуг одного окна, включающей сопутствующие услуги по доставке продукции от «двери до двери». В связи с многочисленными запросами от заказчиков (компании ТЭК и ПАО «Газпром») ОДК организовала системную работу по организации транспортно-экспедиционных услуг в интересах заказчиков».
Двигатель ПС-90ГП-2 мощностью 16 МВт разработан на базе семейства высокоэффективных авиационных двигателей ПС-90А и используется для механического привода в составе газоперекачивающих агрегатов и привода электрогенераторов в составе газотурбинных электростанций. Вес одного двигателя ПС-90ГП-2, упакованного в контейнер брутто/нетто – 8 500 кг. Габариты контейнера для перевозки составили 5 640 мм в длину, 2 500 мм в ширину и 2 650 мм в высоту.
«В настоящее время ПАО «Газпром» и другие компании ТЭК строят свои объекты в труднодоступных местах, – отмечает Сергей Михайлов. – Реализованная транспортировка двигателя на внешней подвеске вертолета характеризует ОДК как надежного партнера способного решать любые сложные задачи, и повышает конкурентоспособность нашей продукции».
Вертолет Ми-26Т, выполнивший задачу по транспортировке двигателя, является самым грузоподъемным серийно выпускаемым вертолетом в мире. Его грузоподъемность составляет 20 тонн. Он может выполнять не только транспортные, но также противопожарные и спасательные задачи. Вертолет выпускается на предприятии «Роствертол», входящим в холдинг «Вертолеты России».