Совершенствование системы закупок и нормативное регулирование промышленности обсудили на первом заседании рабочей подгруппы Госсовета по направлению «Промышленность». Среди участников совещания - федеральные органы исполнительной власти,  представители крупнейших корпораций, руководители профильных региональных министерств.

В существующих экономических условиях, с учетом роста санкционного давления и снижения объемов ВТС основным драйвером развития являются национальные проекты. На эти цели выделено порядка 26 трлн рублей. Данные средства открывают возможности для получения серьезного импульса к развитию промышленности. Подгруппа выполняет роль координатора в части нормативных и законодательных изменений  для всех  подгрупп, входящих  в группу Госсовета по направлению «Промышленность».

Руководитель подгруппы, Председатель Комиссии Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса Владимир Гутенев сообщил: «Реализация, в том числе, и национальных проектов требует формирования в ближайшее время серьезных преференций для нашей промышленности как на внутренних, так и на внешних рынках. Поэтому мы считаем вполне возможным ряд предложений, которые будут выдвигаться  в других подгруппах, предварительно прорабатывать и направлять для отзыва в главное правовое управление администрации Президента, в аппарат Правительства и решать проблемные вопросы до заседания Госсовета».

Заместитель руководителя рабочей группы Государственного совета по направлению «Промышленность», заместитель министра промышленности и торговли России, Василий Осьмаков выделил основные направления работы подгруппы. В первую очередь, это стимулирование спроса на российскую высокотехнологичную продукцию в рамках национальных проектов. Также среди приоритетных направлений работы — облегчение условий экспорта. Важнейшим блоком считается обновление устаревших стандартов и норм на производствах. Так, по оценке экспертов, из-за технологических требований построить современный завод в России стоит на 30% дороже, чем за рубежом. «Все, что касается диверсификации ОПК,  законодательных изменений, которые, с одной стороны, облегчили бы оборонным предприятиям производство гражданской продукции, а с другой — создали соответствующий стимул для выхода на гражданскую продукцию. Основной вопрос у ОПК — зачем предприятиям заниматься гражданским производством? Мы должны законодательно помочь ответить на этот вопрос», — сказал Осьмаков.

Еще одно направление — совершенствование законодательства в сфере контрактации. Некоторых изменений в правовом поле эксперты уже добились: внесено более 120 поправок в 44-ФЗ о госзакупках.

Заместитель председателя комитета по финансовому рынку Государственной Думы, координатор проекта Общероссийского народного фронта «ЗА честные закупки» Антон Гетта отметил, что закон был внесен в Думу и рассмотрен в кратчайшие сроки. С 1 июля вступят в силу основные его нормы. По его словам, изменения позволят промышленности оперативно решать задачи, в том числе в части реализации нацпроектов. Осенью  планируется внести второй пакет поправок.

«Президентом поставлена задача обратить особое внимание на импортозамещение и упрощение доступа к закупкам именно российских поставщиков с российскими заказчиками в реализации нацпроектов. Разумеется, речь о промышленности, о заводах, фабриках. Будем делать все, чтобы использовались не запретительные, ущемляющие наших иностранных партнеров меры, а создавались условия приоритетного порядка для отечественных промышленников», — добавил Антон Гетта.

Новые поправки направлены на внедрение типовых форм электронных документов, сокращения способов закупок с 11 до 3. Эксперты рассматривают и возможность дальнейшего сокращения сроков проведения процедур. Как способ вытеснения с рынка фирм-однодневок  рассматривают возможность ведения универсальной стоимостной предквалификации, предусматривающей допуск к закупкам свыше определенного объема только участников, имеющий успешный опыт в исполнении объема не менее 20% от начальной максимальной цены контракта.

Среди поправок — введение рейтинга деловой репутации участников торгов с автоматическим формированием для закупочной площадки, внесение изменений в порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе, а также возможность предусмотреть проведение процедуры медиации (форма досудебного урегулирования споров, которая используется во всем мире).

На заседании также присутствовали представители крупных промышленных регионов, в том числе успешно реализующих инвестиционные программы (Новосибирская, Самарская, Ростовская области).

Рабочая группа позволит оперативно вносить нормативные и законодательные изменения, необходимые для промышленности. Совершенствование законодательства даст возможность более эффективно реализовывать меры поддержки производителей, включая преференции в рамках госзакупок, что  сможет обеспечить гарантированный спрос на отечественную продукцию, создание новых производственных мощностей и повышение общего уровня конкурентоспособности российской промышленности.

 

 

 

 

Фотографии

Поделиться: