19 апреля 2016 года в рамках Съезда Союза машиностроителей России, который проходил в Колонном зале Дома Союзов в Москве, руководитель организации, генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов подвел итоги работы за пять лет, а также обозначил основные задачи общественной организации на ближайший период.
Отчетно-выборное собрание посетил Президент России Владимир Путин. «Как я уже говорил, пик нагрузки ОПК в рамках гособоронзаказа произойдет в следующем году, и потом это будет постепенно снижаться. Рассчитываю, что оборонные предприятия используют накопленный потенциал для конверсии, диверсификации производства, наладят выпуск конкурентной и, подчеркну, высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Нужно думать об этом сегодня и предпринимать для этого шаги», – подчеркнул в своем выступлении глава государства.
Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров отметил важность партнерского подхода в решении задач, которые стоят перед современной промышленностью России. «Коллеги из Союза принимали самое непосредственное участие в подготовке закона «О промышленной политике», «О государственном оборонном заказе», «О стандартизации», «О промбезопасности» и десятков других стратегических документов. Все корректировки наших госпрограмм, не говоря уже об отраслевых планах импортозамещения, проходят через мелкое сито экспертизы профильных комиссий и комитетов Союза машиностроителей. Для нас такой партнерский подход крайне полезен и эффективен. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех за конструктивный диалог и инициативу. Уверен, что ваши компетенции помогут нам и в подготовке следующего важного документа – это «Стратегия развития промышленности на период до 2030 года», – сказал Мантуров.
Сергей Чемезов в свою очередь рассказал о насущных задачах Союза машиностроителей. «Сейчас для нашей страны открываются уникальные возможности, чтобы стать более сильной и конкурентоспособной. Необходимо задействовать все ресурсы как государственных, деловых, так и общественных структур, в том числе Союза машиностроителей России, чтобы дополнительно стимулировать развитие отечественной промышленности в рамках программ импортозамещения, в частности ее высокотехнологичного сектора, который обладает высоким экспортным потенциалом», – отметил руководитель организации.
Сергей Чемезов подчеркнул, что Союз машиностроителей активно участвует в совершенствовании законодательной базы, уделяет большое внимание повышению престижа инженерных и рабочих специальностей, расширяет горизонты международного сотрудничества.
Важным практическим примером законотворческой работы Союза стал резонансный для оборонно-промышленного комплекса закон «О гособоронзаказе», который направлен на исключение нецелевого использования средств по ГОЗ. «Внесенные в законопроект поправки и постоянный диалог с Минобороны России позволили нам снять большинство «острых» проблем. Безусловно, эта работа будет продолжена до полной адаптации деятельности предприятий ОПК к требованиям нового закона», – сказал Сергей Чемезов.
Также в качестве одного из достижений работы Союза Сергей Чемезов назвал готовность Минобороны заключать с предприятиями ОПК контракты «жизненного цикла» – от изготовления до утилизации военной техники. «Этой теме было посвящено отдельное заседание бюро Союза с участием руководства военного ведомства. Найдены общие подходы, и в настоящее время реализуются четыре пилотных проекта. Перед Союзом стоит задача и далее использовать весь свой экспертный потенциал для того, чтобы меры, которые предпринимает правительство для поддержки российской экономики, в наибольшей степени соответствовали требованиям реального производства», – отметил он.
По словам Сергея Чемезова, на новый уровень выходят взаимоотношения Союза с коллегами в рамках Евразийского экономического союза. «Сегодня важно наладить тесные кооперационные связи с зарубежными производителями. Это объективное препятствие для любых макроэкономических ситуаций. Мы будем более активно работать над тем, чтобы через зарубежные машиностроительные организации привлекать новых партнеров, не связанных ограничительными обязательствами. Россия – это огромный рынок, который предоставляет огромные возможности тем, кто хочет сотрудничать», – заявил Чемезов.
Кроме того, руководитель организации отметил, что молодежная политика, реализуемая Союзом машиностроителей России, будет усиливать свою деятельность по созданию системы подготовки, объединяющей школу, вуз и производство, увеличению внимания инженерным специальностям. «В числе приоритетов остается общественный контроль планируемых нововведений в системе образования. Это связано с тем, что мнение профессионального сообщества не всегда бывает учтено», – сказал Чемезов, по мнению которого, необходимо проводить более активную и открытую информационную политику по продвижению инициатив и особенно позиции Союза машиностроителей России по темам развития ОПК.
В ходе отчетно-выборного собрания делегаты съезда единогласно проголосовали за переизбрание гендиректора Ростеха на пост руководителя общественной организации. Также были сформированы руководящие органы Союза и избраны заместители председателя и вице-президенты Союза машиностроителей России.
Пост первого вице-президента общественной организации сохранил первый заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по промышленности Владимир Гутенев. Продолжат свою деятельность в Союзе машиностроителей России в качестве заместителей председателя организации советник президента ПАО «ОАК» по науке и технологиям Борис Алешин и президент АО «АКБ «Новикомбанк» Илья Губин. Среди новых членов руководящих органов организации – генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» Игорь Комаров, глава АО «Вертолеты России» Александр Михеев и генеральный директор АО «НПК «Уралвагонзавод» Олег Сиенко.
Статус вице-президента Союза машиностроителей России сохранил старший вице-президент ОАО «Российские железные дороги» Валентин Гапанович. Пополнилось бюро правления отраслевого объединения и новыми именами. Осуществлять оперативное руководство по отдельным направлениям деятельности Союза теперь будут председатель правления, генеральный директор АО «Концерн ВКО «Алмаз–Антей» Ян Новиков, генеральный директор АО «ОСК» Алексей Рахманов и президент ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь.
Также в финальной резолюции участники съезда приняли решение обратиться к Президенту России Владимиру Путину с просьбой о включении своего представителя в состав Экономического совета при Президенте Российской Федерации, а также в состав рабочей группы по мониторингу и анализу правоприменения в сфере предпринимательства при Администрации Президента РФ.
Союз машиностроителей России – крупнейшая организация федерального масштаба, объединяющая российские компании, холдинги и корпорации в целях отстаивания интересов отечественного машиностроительного комплекса и высокотехнологичной промышленности в органах государственной власти, институтах гражданского общества, а также на международной арене. Союз формирует стратегию развития машиностроительной отрасли России, участвует в разработке механизмов активной государственной политики по модернизации и развитию национального машиностроительного комплекса на уровне ведущих промышленно развитых стран. Возглавляет Союз машиностроителей России генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Викторович Чемезов.
Госкорпорация Ростех – российская корпорация, созданная в 2007 году для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В ее состав входит 663 организации, из которых в настоящее время сформировано девять холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и шесть – в гражданских отраслях промышленности, а также 32 организации прямого управления. В портфель Ростеха входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, «Вертолеты России», ВСМПО-АВИСМА и т. д. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран. Выручка Ростеха в 2014 году составила 964,5 млрд рублей.