По данным ОАО «Российские железные дороги» суммарный пробег пассажирских электровозов ЭП1 всех модификаций, выпущенных на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ, входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг») на 1 мая 2017 года составил 1,084 млрд км.
Выпуск электровозов ЭП1 на НЭВЗе начался в 1999 году, Этот локомотив пришёл на смену отечественным электровозам серии ВЛ60ПК, ВЛ65 и чешским локомотивам ЧС4, ЧС4Т. Электровоз ЭП1 способен водить пассажирские поезда по всей России: от Полярного круга (депо Кандалакша) до Восточной Сибири (депо Белогорск).
Принципиальным отличием электровоза ЭП1 от его предшественника ВЛ65 стало применение нового тягового двигателя НБ-520Б с опорно-рамным подвешиванием, микропроцессорной системой управления и диагностики (МСУД) и оснащение современными системами обеспечения безопасности движения – КЛУБ, САУТ, ТСКБМ.
Всего выпущено свыше 800 локомотивов – ЭП1, ЭП1М, ЭП1П. Принципиальным отличием электровозов ЭП1 с индексами М, П является, главным образом, установка асимметричных облегчённых токоприёмников, использование пластиковой кабины с улучшенными эргонометрическими характеристиками рабочего места машиниста.
Локомотивы ЭП1 всех модификаций обеспечивают пассажирский перевозочный процесс на многих направлениях железных дорог России. Уровень надежности электровозов ЭП1 (всех индексов) стабилен и удовлетворяет требования заказчика - ОАО «Российские железные дороги».