vkontakte facebook twitter youtube rss instagram



Владимир Путин встретился с разработчиками концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории

Владимир Путин обсудил с учеными концепцию преподавания истории

1-ый Канал, 16.01.14

Российские школьники уже в нынешнем учебном году начнут изучать историю на основе новой концепции. Таков - один из итогов встречи Владимира Путина с учёными, преподавателями и экспертами, которые участвуют в создании единого комплекса учебников. Президент подчеркнул: основой преподавания истории должны стать объективность и уважение к прошлому. При этом учителя будут иметь возможность излагать разные точки зрения на исторические события и факты. 

Его еще не написали, но он уже в истории как самый обсуждаемый учебник последних лет. Нельзя пролистать - можно представить теперь предельно точно: в лицах, датах и фактах. Чтобы выстроить все в одно целое, экспертная группа работала почти год. С учеными, преподавателями вузов, школьными учителями обсуждала концепцию, которая теперь ляжет в основу единого учебника истории. 

"Единые подходы к преподаванию истории совсем не означают казенные, официозное, идеологизированное единомыслие. Речь о другом – единой логике преподавания истории, понимания неразрывности и взаимосвязи всех этапов развития нашего государства и нашей государственности, о том, что самые драматические, неоднозначные события – это неотъемлемая часть нашего прошлого. И при всей разности оценок, мнений, мы должны относиться к ним с уважением, потому что это жизнь нашего народа, это жизнь наших предков. Отечественная история – основа нашей национальной идентичности, культурно-исторического кода", - подчеркнул Владимир Путин.

Создать новую концепцию Президент предложил в феврале прошлого года. На партах книга появится не раньше следующего. Конкурс в авторы объявят совсем скоро. А пока частично поменяют экзаменационные вопросы уже для ближайшего ЕГЭ. И к сентябрю из всех учебников оставят только те, что наиболее близки к утвержденной концепции.

Федеральный перечень учебников истории, рекомендованных для школ, - это больше 80 пособий. Получается сразу несколько солидных книжных полок. Изучить и прочитать даже за все годы учебы трудновато, да и надо ли? Единый учебник, как предполагается, будет компактнее и содержательнее. Возьмет лучшее из прошлых изданий и из свежих научных работ. В итоге получится серия книг, где для каждого класса свой том.

От разнообразия учебников сейчас страдают, кажется, и учителя, и школьники. Одни не знают, какому пособию верить больше, другие просто теряются в чрезмерном обилии трактовок. Расхождения не только в цифрах - в оценках. Тот случай, когда количество знаний совсем не переходит в качество. 

"Школьники - это люди, которые далеко не всегда имеют достаточного познавательного опыта, и поэтому, сталкиваясь с принципиально разными точками зрения на одни и те же события в разных учебниках, они могут просто потеряться и потерять в принципе интерес к учебному предмету", - считает учитель истории и обществознания гимназии № 9 г. Екатеринбурга Александр Кулагин.

Единый - не значит односторонний, содержание нового учебника предполагает версии. В конце параграфа будут прописаны и альтернативные трактовки самых спорных моментов нашей истории. Таких эксперты нашли больше 30, среди них, к примеру, и обе революции, и Великая Отечественная, и 90-е. Изменится не только наполнение, но и подача материала. Сухие факты почти оживут перед глазами, если историю больших событий показать через конкретных героев.

"Наша главная цель была молодому поколению привить чувство гордости за свою страну, уважение, но и понять на опыте истории меру ответственности каждого человека, каждого российского гражданина за всю историю страны, за ее прошлое, за ее настоящее и за ее будущее", - отметил директор Института всеобщей истории РАН  Александр Чубарьян.

"Я думаю, что вот то, чем мы сейчас закончили, является ключевым моментом всей нашей работы. Чтобы люди не только узнали о том, что было и ознакомились с объективными оценками, но поняли свою собственную, личную меру ответственности за страну, в которой живем", - подчеркнул Владимир Путин.

Школьная программа - это, конечно, не только выдающиеся соотечественники и ключевые события. Ребенок должен учиться мыслить и анализировать самостоятельно. И в этом ему тоже поможет новый учебник, в котором не будет заведомо искаженной подачи фактов, что встречается в существующих книгах.

"Я сейчас не говорю о принижении, сознательном принижении роли советского народа в борьбе с фашизмом, там более глубокие даже вещи, это просто какой-то идеологический мусор. И вот от этого нам нужно избавиться. Вот говорят о том, что в результате Второй мировой войны Восточная Европа погрузилась в оккупационный мрак сталинского режима. Ну, отчасти надо признать, что идеология там совдеповская функционировала и оказывала негативное влияние на развитие этих государств. Но мы говорим о последствиях. А если бы победил фашизм? Какие были бы последствия? Вообще некоторых народов бы не осталось как таковых. Их просто истребили бы. Вот и все", - сказал Владимир Путин.

Линейка единого учебника предполагает еще пособия для учителей - для углубленного изучения. Когда издания напечатают, первыми их прочитают педагоги на курсах повышения квалификации. К новой книге будут рекомендованы и дополнительные. Несмотря на все споры, согласно опросам, больше половины россиян за новый учебник по истории, концепцию для которого обсуждали вместе за круглыми столами по всей стране.

Сергей Нарышкин: "Мы полностью выбили почву под спекуляциями о том, что вот соберутся в тиши кабинета Ливанов, Мединский и группа товарищей и напишут какую-нибудь новую версию "Краткого курса ВКПБ" условно".

Владимир Путин: "Почему ВКПБ вы сказали шепотом? Вы сами боитесь, или боитесь, что мы испугаемся?"

Сергей Нарышкин: "Это образ, Владимир Владимирович. Но вообще я бы сказал, что концепция является таким неким даже общественным договором по восприятию обществом нашего прошлого, нашей истории".

Учебник по истории - только первый пункт новый концепции. Согласно ей, предлагается отредактировать учебники по зарубежной истории и литературе, чтобы художественные произведения воспринимались неразрывно от мирового исторического процесса.