За чистоту земли, воды и воздуха будут бороться сообща

Вести 27.06.11

Развитие альтернативной энергетики, внедрение автотранспорта с электрическими и гибридными двигателями и создание системы мониторинга экологической обстановки из космоса: все это - перспективные проекты, которые в ближайшие годы потребуют особого внимания государства. Дмитрий Медведев подробно говорил о них на заседании Комиссии по модернизации, на этот раз она обсуждала вопросы экологии. Президент выступил сразу с несколькими инициативами, в том числе предложил ввести сборы с предприятий за утилизацию вредной продукции.

Переход России на более высокие стандарты качества бензина вновь откладывается. На заседании Комиссии по модернизации министр энергетики Шматко долго перечислял причины, из-за которых нефтепереработчики модернизируются медленнее, чем должны. Президент доклад прервал.

"Я все-таки хотел, чтобы вы это более четко артикулировали, - сказал Дмитрий Медведев. - Мы когда будем готовы, на ваш взгляд, переходить с учетом трудностей, неготовности, мини НПЗ и всего, всего остального. Все-таки, когда это можно сделать, и какая здесь перспектива?"

"К 2015 году мы полностью закроем проблему и перейдем полностью на "Евро-5", - сообщил министр энергетики. - А уже с 2014 года полностью откажемся от "Евро-3".

Такие даты очень не понравились коллегам Шматко, ведь сроки были записаны четко: к 2012 году Россия должна перейти на "Евро-4".

"Сейчас Сергей Иванович предложил сделать экономические стимулы, премировать компании, которые выполняли законодательство. Мне кажется, это неправильная постановка, - отметила министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина. - У нас есть те, кто нарушил законодательство. Здесь не премировать нужно".

"Конечно, 2015 год просто запредельно уже выглядит", - согласился министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко.

"Поручаю всем - и Минэнергетики, и Минпрому, и Минэкономразвития - все это дообсудить и в месячный срок мне доложить, потому что это очень важная проблема и для развития экономики, и для экологической ситуации в стране, - подытожил президент. – Конечно, мы не должны разбалансировать внутренний рынок по понятным причинам. Никому не нравится, когда бензин пропадает или происходит скачкообразный рост цен. Но с другой стороны мы должны видеть перспективу, а не откладывать это каждый раз на потом, тем более что все страны это делают, а мы как бы здесь говорим: "Ну, мы, вот немножко, так сказать, подождем". Нужно сейчас вот это решить. В общем, доложите свои предложения. Эти сроки должны быть разумными".

Параллельно с переходом на новые стандарты топлива страна должна переходить на принципиально новые виды транспорта. "Уже сейчас во многих городах страны ситуация очень тяжелая, летом просто дышать невозможно, - заметил Дмитрий Медведев. - И, конечно, такого рода автомобили с электро- и гибридным двигателем, могут кардинально изменить ситуацию. Скажем, если только заменить двигатели на общественном и грузовом транспорте, объем выбросов в атмосферу просто снизится вдвое".

Машина, которую ее разработчики называют "Экобус", вполне может прийти на смену маршруткам. Самой главной преградой для начала масштабного использования электромобилей все последние годы была их очень высокая цена.

"Все мировые концерны делают свои модели электромобилей, причем хорошего качества, - рассказал руководитель проекта создания электромобилей Анатолий Долголаптев. - Но они в 2-3 раза дороже обычных. А мы приблизились по цене к обычным автомобилям".

По такому пути - созданию абсолютно новых и экологически чистых машин, технологий и производств должна идти вся экономика. Поэтому заседание Комиссии по модернизации президент и посвятил экологическим проблемам. Следить за передвижением опасных грузов, состоянием лесов, ледников сегодня позволяют космические спутники. Вернее, могли бы это делать.

Министр Трутнев предлагает забрать у Роскосмоса функции заказчика такой группировки, потому что спутники все никак не построят и не запустят.

Бороться за экологию власти собираются и с помощью госзакупок - по словам Медведева, все товары и услуги, приобретаемые за бюджетные деньги, должны соответствовать международным экологическим стандартам.

 

Поделиться: