В Государственной Думе ФС РФ состоялось заседание Экспертного совета при Комитете по промышленности по развитию предприятий радиоэлектронной промышленности.

По словам Первого зампреда Думского Комитета по промышленности, Первого вице-президента СоюзМаш России Владимира Гутенева, проблема создания законодательной, нормативной правовой базы для перехода на практическую реализацию контрактов обеспечения полным жизненным циклом военной техники ставится на повестку дня не впервые: обсуждению этой государственной задачи были посвящены заседания научно-технических советов ВПК, форумы с участие всех заинтересованных сторон на самом высоком уровне. О необходимости приступить к практической работе по созданию системы управления полным индустриальным циклом ВВСТ заявил министр обороны Сергей Шойгу, его инициативы поддержаны Президентом Владимиром Путиным. «Новая система управления полным жизненным циклом должна обеспечить решение проблем, имеющихся, прежде всего, на стадии эксплуатации, боевого применения ВВСТ, что позволит обеспечить заданные уровни технической готовности к выполнению боевых задач», - подчеркнул Гутенев.  

Отметим, что заседание Экспертного Совета проводилось совместно с Координационным советом разработчиков и производителей радиоэлектронной аппаратуры, ЭКБ и продукции машиностроения и Комитета по приборостроению, системам управления, электронной и электротехнической промышленности СоюзМаш России, Комитета по совершенствованию законодательства в сфере ОПК и высокотехнологичной промышленности Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям». Кроме того, участниками заседания стали представители заинтересованных министерств и ведомств РФ, предприятий РЭП, НИИ, вузов.

Обсуждая основные законодательные, нормативные правовые факторы, определяющие состояние и перспективы реализации программы управления полным жизненным циклом продукции предприятиями радиоэлектронной промышленности, участники выразили пожелания правового обеспечения большей гибкости нормативных документов и контрактов, в частности, возможности внесения корректировок в зависимости от конкретной ситуации.  

Генеральный директор холдинговой компании АО «Объединенная приборостроительная корпорация» Александр Якунин подчеркнул необходимость внесения только тех изменений в нормативную базу, которые будут содействовать развитию отрасли. Начальник управления Главного управления Связи Вооруженных Сил РФ Евгений Кривошеин акцентировал внимание на том, что законодательная база должна быть гибкой: к примеру, из-за бурного развития электронной промышленности  изделия не будут жить по 30 лет, как было раньше закреплено нормами. Кроме того, говорили о необходимости поддержки ремонтных бригад, а генеральный директор ОАО «НПО Квант» Геннадий Капралов выразил пожелание, чтобы бывшие студенты-целевики от предприятий ОПК проходили армейскую службу в тех частях, где эксплуатируется техника, разработанная на их предприятиях.   

Председатель Координационного совета разработчиков и производителей радиоэлектронной аппаратуры, ЭКБ и продукции машиностроения СоюзМаш России Арсений Брыкин призвал вспомнить все полезное, что было в регламентах Минобороны в прошлом, и отметил, что эффективная координация действий по цепочке поставок  комплектующих – одна из важнейших тем для финишоров. В частности, на совершенствование этой схемы взаимодействия поставщиков комплектующих и финишоров направлены усилия членов Координационного совета разработчиков ЭКБ и радиоэлектронной аппаратуры.

Участники заседания также отметили необходимость создания идентичного понятийного аппарата с Минобороны, которое, возможно, как основной заказчик станет главным координатором процесса и возглавит этот элемент планирования управления полным жизненным циклом продукции в сфере ГОЗ. Таким образом, необходимо создание систем интегрированной юридической нормативной аналитической и информационной поддержки контрактов управления жизненным циклом вооружений. «В настоящее время нет опыта внедрения в системе взаимоотношений Заказчик (Минобороны России) – исполнитель (предприятия-производители) указанных систем из-за отсутствия законодательного и нормативного обеспечений данных процессов. Их разработка и введение в действие потребуют существенных затрат времени и ресурсов, а также детальной системной проработки по номенклатуре и объемам систем.

Кроме того, принято решение о передаче ряда важных составляющих системы технического обеспечения – среднего и капитального ремонта на предприятия-изготовители выпускаемой продукции. «Реализация этой программы – сложная задача, как с точек зрения экономической, технологической, так и с правовой. В частности, нерешенным остается вопрос мобилизации специалистов предприятий промышленности для ремонта ВВСТ в периоды непосредственной угрозы агрессии и военного времени в силу их несоответствия их правового статуса в рамках международных норм», - сказал Владимир Гутенев, отметив, что одним из вариантов решения данной проблемы может стать привлечение для выполнения данных объемов работ производственных рот, или выездных ремонтных бригад.

«Молодые специалисты, будучи призваны на военную службу, помимо участия в выпуске оборонной продукции могут также выполнять гарантийное и послегарантийное обслуживание, капитальный и средний ремонт сложных образцов ВВСТ в любых условиях их эксплуатации и боевого применения», - подчеркнул парламентарий. 

В соответствии с обозначенными причинными связями и проблемами управления жизненным циклом ВВСТ члены Экспертного совета отметили необходимость коррекции законодательных, нормативных актов и документов, правовых норм и стандартов в целях обороноспособности государства, а также необходимость создания рабочей группы.  «Необходимо провести экспертную оценку действующих законодательных актов, нормативных правовых документов, военных и государственных стандартов и регламентов, юридических норм, а затем привести их в соответствие с требованиями реализуемой программы управления полным жизненным циклом ВВСТ. При этом требуется определение перечня и номенклатуры нормативных правовых решений, которые должны быть приняты для обеспечения эффективного взаимодействия предприятий радиоэлектронной промышленности с Минобороны России и другими силовыми ведомствами», - считают члены Экспертного совета, которые будут продолжать работу над совершенствованием нормативных документов с учетом выводов, сделанных в ходе прошедшего заседания.