Московский политехнический университет предложит новые форматы взаимодействия вуза и работодателя в рамках конкурса «Профессии будущего: новые вызовы», который проводит НП «Лифт в будущее». По словам директора «Лифт в будущее» Юлии Селюковой, конкурс создан для университетов как для институций, которые выпускают кадры для рынка труда.

Существующие алгоритмы сотрудничества вуза и работодателя, когда университет выпускает бакалавра, специалиста или магистра, а работодатель принимает на работу сотрудника, которого в большинстве случаев приходится доучивать, недостаточно эффективны. Выпускники часто устраиваются на работу не по специальности, а компании организуют собственные курсы повышения квалификации и корпоративные университеты, так как их не устраивают компетенции выпускников. Кроме того, в индустриях постоянно обновляются и появляются новые технологии, в то время как образовательный процесс вуза и традиционная система кафедр и деканатов не позволяют быстро на это реагировать - перестраивать учебные процессы и менять содержание образовательных программ. Разрыв между университетами и высокотехнологичными компаниями становится все больше.

Система сотрудничества с работодателями активно совершенствуется в Московском политехническом университете (ранее МАМИ) последние несколько лет, и является одним из ключевых аспектов образовательной реформы университета. В 2012 году в Университете машиностроения было учреждено новое структурное подразделение – управление корпоративных связей, центральной задачей которого стало  реформирование существующей системы отношений вуза и его партнеров. В частности, была внедрена новая система прохождения учебных практик, формализованы и обновлены отношения с отраслевыми партнерами.

Помимо традиционных вариантов взаимодействия университет совместно с партнерами организует проведение мероприятий по повышению профориентационной грамотности студентов. HR-специалисты работодателей обучают студентов технологиям планирования карьеры и ее последующего построения от подбора сферы деятельности, конкретных компаний и вакансий до прохождения собеседований и оформления трудовых отношений. На сегодняшний день у Московского политехнического университета есть набор удобных любому работодателю бизнес-процессов и процедур подбора будущих сотрудников, что обеспечивает устойчивую связь с профильными рынками и обеспечивает трудоустройство выпускников.

Поводом к новому этапу в развитии связей университета с бизнесом в 2014 году послужило внедрение в университете проектно-ориентированной системы обучения. С 2014 года образовательный процесс вуза выстраивается вокруг студенческого проекта, у которого есть четкий жизненный цикл, жесткий дедлайн и конкретный заказчик – в идеальном случае это реальный отраслевой партнер университета. Внедрение проектного обучения сделало необходимым системное участие работодателя в образовательном процессе университета. Отраслевые критерии качества образования были также внедрены непосредственно в экзаменационные процессы: так, факультет информатики и систем управления проводит экзамены по ряду дисциплин в адаптированном формате соревнований WorldSkills: эта система позволяет при оценке знаний студента использовать понятные работодателю критерии оценки компетенций.

Кроме того, для удовлетворения потребностей работодателей вуза с 2015 года партнеры вовлечены в работу по планированию результатов обучения. Экспертные советы работодателей Московского Политеха в совместной работе с руководителями образовательных программ и преподавателями вуза в рамках проектных сессий вносят корректировки в учебные планы по каждой из специальностей и направлений подготовки. Участие представителей работодателей в различных этапах подготовки студентов - от планирования результатов обучения до защиты диплома по реальному проекту, обеспечивают высокий уровень конкурентоспособности выпускников Московского Политеха.

«Работодатель Московского Политеха является одним из ключевых участников образовательного процесса, - отмечает Георгий Щелканов, и.о. проректора по развитию Московского политехнического университета, - Партнеры определяют компетентностные портреты выпускников еще до их поступления в вуз, в различных форматах участвуют в учебном процессе, а на финальном этапе проводят оценку выпускников, предлагая лучшим работу в штатном составе».

Сегодня образовательные программы университета проектируются и реализуются при непосредственном участии компаний-лидеров отрасли: Autodesk, 1С (образовательная программа «Системная интеграция САПР-решений» и «Корпоративные информационные системы»), Hyundai, АВТОВАЗ, Sollers («Перспективные транспортные средства», «Спортивные транспортные средства»), Группа ГАЗ, АО РСК «МИГ» («Машины и технологии высокоэффективных процессов обработки») КАМАЗ («Киберфизические системы)», «ЕвроХим» («Технологическое оборудование химических, нефтехимических и биотехнологических производств»), «Спутникс» («Современная космонавтика») и многие другие.

Организация учебного процесса на основе образовательной программы позволяет университету стать более гибким и расширить пространство диалога с работодателем. Руководитель образовательной программы обладает всеми полномочиями в выборе преподавателей и в формировании учебных планов в рамках существующих федеральных государственных стандартов, что позволяет рассматривать 4- или пятилетний срок обучения студента как проект полного цикла, в результате которого выпускник становится не только дипломированным бакалавром или специалистом, но и обладателем необходимых профессиональных компетенций с собственным портфолио проектов, выполненных при участии отраслевых компаний.

В рамках конкурса НП "Лифт в будущее" несколько университетов, включая Московский Политех, предложат новые решения и форматы сотрудничества для вуза и работодателя, которые позволят сделать более эффективным процесс трудоустройства выпускников, и укрепить взаимопонимание между университетами и бизнесом.

Фотографии

Поделиться: