Об этом – в совместном проекте ИА «Росинформбюро» и радиостанции Столица ФМ – программе «Другими словами», рассказал Алексей Лосев, заместитель генерального директора Концерна «Тракторные заводы».

- Наша программа посвящена оборонной промышленности и военной технике, которую она производит. Наш гость в студии Алексей Львович Лосев представляет Концерн «Тракторные заводы». Какая связь между вашим предприятием и темой нашей программы?

- Сегодня наш Концерн включает ряд заводов, которые расположены по всей территории нашей страны, в том числе в Красноярске, Кургане, Чебоксарах, Липецке, Владимире, Карелии и других местах.

В Советском Союзе традиционно танки и другая бронетехника производились на тракторных заводах. В настоящее время тракторы и танки в прежнем количестве нашему сельскому хозяйству и Вооруженным Силам не нужны. Поэтому, и то, и другое, мы производим ровно столько, столько требуют от нас заказчики, в том числе и для надежной защиты рубежей нашей Родины.

- Алексей Львович, изменилось ли отношение со стороны государства за последнее время к предприятиям Концерна?

- Такое изменение мы почувствовали уже более года назад. Все началось с того, что несколько лет назад Минобороны заказало нам опытно-конструкторские разработки на новую технику. Известно, что ранее мы производили боевые машины пехоты (БМП) типа БМП-1, БМП-2 и БМП-3, а также боевые машины десанта БМД-1, БМД-2 и БМД-3. Сегодня мы имеем новые разработки, новые машины. Так, БМД-4М была создана путем модернизации и унификации с предыдущими моделями с целью удешевления и повышения эффективности производства. Мы знаем, что воздушно-десантные войска очень ждут новую машину и надеемся на новые заказы.

- Это те самые машины, которые на парашютах могут сбрасываться с самолетов?

- Да, это те самые машины, сброс которых является самым зрелищным и уникальным моментом десантирования. Сегодня ни в одной стране мира такого не увидишь. Конечно, кроме тех стран, которые в свое время приобрели у нас такую технику. Американцы также десантируют такую технику, но у них другой принцип. США тратят на оборону в 10 раз больше чем мы, и у них не было «промышленного провала».

У нас такой «провал» был, и мы еще помним страшное для оборонщиков слово «конверсия», когда на отдельных наших заводах производили сковородки и кастрюли. Это было нужно прошлому руководству России и тем же американцам, которые этому только радовались. Сейчас наша оборонка поднимается.

- Сегодня у нас снова в определенной степени кризис. Как Вы считаете, сможет ли оборонка вытащить нашу страну из него?

- Вытаскивать будут те, кто сумел что-то сохранить. Ведь что получилось на предприятиях нашего Концерна? По конверсии наши предприятия вместо боевых машин стали производить кровати, велосипеды и кастрюли. Слава богу, прошлое и нынешнее руководство нашего объединения не позволило «убить» технологические линии по производству военной техники. Да, какое-то время они стояли и бездействовали, но, как только потребовалось, буквально через 2-3 месяца их оживили и они заработали снова.

- А попытки убить такие линии все-таки были?

- Я не могу сказать что-то конкретное о том времени. Известно, что сегодня значительной части оборонных предприятий больше не существует, а заводы, которые вошли в наш концерн, как производили военную технику, так и производят, но уже более новую. Наши заводы не были уничтожены и это большое достижение для нынешней ситуации.

- Известно, что много российских оборонных предприятий работали в кооперации с украинскими. Была ли такая кооперация в Концерне, и может ли он сегодня производить военную продукцию без украинских предприятий?

- Конечно, может, и для этого нам потребовалось совсем немного времени. Как только осложнилась ситуация на Украине, мы нашли аналоги, разместили необходимые заказы, сделали определенные конструкторские доработки. Сегодня в этом плане мы не видим никаких трудностей. Ранее мы сотрудничали с украинскими предприятиями, были удовлетворены результатами и не собирались сворачивать производство.

В достаточно сложной ситуации оказались предприятия с более глубоким разделением работ, и перевод производства каких-то комплектующих в России займет определенное время. Однако я нисколько не сомневаюсь в том, что это будет сделано.

В целом же импортозамещение как программа является сложным процессом. Ее реализация требует времени, но все равно она будет выполнена, так как производства во многом аналогичны. Их можно возродить и для этого имеются необходимые опыт, технологии и специалисты. Более того, на ряде предприятий этому рады, так как они получают заказы.

- А если взглянуть с другой стороны, смогут ли предприятия Украины работать и производить продукцию без кооперации с нашими?

- Вообще-то в нынешней ситуации им сложней, чем нам. Ведь в Советском Союзе заводы были специализированы и разбросаны по всей территории СССР. В подобной ситуации находимся сегодня и мы, но на Украине сейчас сложней в силу финансово-экономических проблем.

Хочу отметить, что ранее очень хорошими предприятиями на Украине были ремонтные, которые остались там после развала СССР, но по имеющимся отрывочным данным, сегодня им будет очень сложно, или вообще невозможно работать как прежде. Заниматься ремонтом, возможно, они смогут, а вот производить что-то новое вряд ли.

- А как восстанавливать невосполнимые потери?

- Была бы в этом потребность. Так, американцы уходят из Афганистана и стремятся «пристроить» свою старую технику, которая в Америке не нужна.

- Не раскрывая секретов, что нового производит сегодня Концерн?

- Будет новая БМП, которая по своим характеристикам в совокупности с ценой будет лучшей в мире. В этом классе хорошая боевая машина пехоты «Пума» производится в Германии. Но по тактико-техническим характеристикам наша БМП ей не уступает, а вот по возможности плавать – превосходит.

Это обусловлено тем, что любая наша техника создается с учетом вопроса – хотят ли русские войны. Наша бронетанковая техника создается для защиты территории нашей страны, а не для наступления, поэтому одной из важных характеристик является возможность преодоления водных преград вплавь. В Европе от этого отказались под видом многочисленности дорог и мостов. У нас ситуация другая и наши машины всегда должны плавать.

- Со времени распада СССР прошло почти 25 лет. То, что вы сейчас производите, наследие прошлого, или создано в новой России?

- Машина, которая будет представлена на параде Победы, является совершенно новым образцом во всех отношениях. Машина современная и мы ею гордимся. Она значительно отличается от БМП-3, как и БМД-4М, являются сегодня одними из лучших в мире в своем классе. Например, БМП-3 купили Южная Корея, Арабские Эмираты, Кувейт, которые никогда не были в сфере влияния Советского Союза. Также продана эта машина Кипру, Индонезии, Венесуэле и ряду других стран. По критерию цена – качество сегодня она не имеет равных в мире.

- Какова загрузка заказами предприятий Концерна сегодня?

- Хочу отметить высокую степень загрузки наших предприятий заказами. В период, когда заказов почти не было, ежегодное производство достигало 50-70 машин при том, что ранее эта цифра достигала 2000 машин в год. Сегодня мы планируем резкий рост объемов производства, который будет достаточным для защиты нашей Родины.

Фотографии

Поделиться: