Инженер должен быть главным человеком в стране

Комитет Совета Федерации по образованию и науке 13 мая т.г. провел парламентские слушания «Современное инженерное образование как важнейшая составляющая технологической модернизации России».

Проблемы развития современного инженерного образования, которое является важнейшей составляющей технологической модернизации России, обсуждены на парламентских слушаниях в Совете Федерации. В их работе принял участие Председатель Межкомиссионной рабочей группы Общественной палаты РФ по вопросам модернизации промышленности, вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.

Открывая встречу, председатель Комитета СФ по образованию и науке Хусейн Чеченов отметил, что подготовка высококвалифицированных инженерных кадров является важнейшей составляющей современного образования в России. Поэтому, по его словам, не удивительно, что вопросам формирования инновационной экономики страны, модернизации и технологического обновления производственной сферы уделяется столь пристальное внимание. «В настоящее время, когда меняются акценты в направлениях развития экономики страны, все более важным становится кадровое обеспечение высокотехнологичной сферы», - констатировал председатель Комитета СФ.

Основными темами обсуждения на парламентских слушаниях стали проблемы подготовки квалифицированных инженерных кадров. Большое внимание участники слушаний уделили вопросам грамотного взаимодействия работодателя с ВУЗами, пополнения профессорско-преподавательского состава молодыми кадрами, повышения престижа инженерной профессии.

Так, в ходе дискуссии заместитель Председателя Совета Федерации Михаил Николаев, в частности, отметил необходимость углубленного внимания к проблемам формирования научного и инженерного мышления в обществе. Этому, по его мнению, смогут содействовать популяризация шахмат, создание сети президентских физико-математических школ в России.

В своем докладе директор Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ Игорь Реморенко подчеркнул необходимость повышения уровня фундаментальной естество-научной подготовки школьников. Он обратил внимание на ее недостаточность, которая зачастую проявляется уже в ВУЗах. Конкуренция на рынке интеллектуального труда ставит перед инженерными вузами проблемы удовлетворения рыночного спроса на специалистов высокого уровня и качества подготовки, сказал Игорь Реморенко.

Владимир Гутенев в своем выступлении остановился на ключевых проблемах подготовки инженерно-технических кадров и необходимости их решения на системной основе. Он подчеркнул: «…что модернизация в сфере образования должна быть направлена на безусловное повышение его качества. Здесь приемлем только один критерий – специалист, заканчивающий вуз, по уровню своей квалификации должен быть востребован в реальном секторе экономики. И именно – в России, а не за рубежом». Предлагая конкретные меры по стимулированию вузов технической направленности, Владимир Гутенев, в частности, отметил, что «высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку зарубежных студентов, должны получать соответствующие дотации от государства, которые они могли бы направлять на совершенствование материально-технической базы, приобретение современной техники, развитие лабораторий и исследовательской инфраструктуры. Вправе рассчитывать на частичные компенсации со стороны государства и промышленные предприятия, направляющие своих специалистов на обучение за рубеж по инженерным специальностям».

Инженерное образование, отмечали участники слушаний, является самым наукоемким из всех сфер образования. Прежде всего потому, что изучаемые предметы сложны для освоения, а также в следствие наиболее быстрого обновления системы знаний в научно-технической сфере. Отсюда, по их мнению, проистекает необходимость повышенного внимания к техническим университетам как основе кадрового обеспечения реального сектора экономики.

Предложения участников дискуссии будут обобщены и найдут отражение в итоговом документе парламентских слушаний.

Поделиться:

ДРУГИЕ НОВОСТИ