Участники совместного заседания Экспертного совета при комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству по авиационной промышленности, Комитета по авиационной промышленности Союза машиностроителей России и Комитета по оборонной промышленности Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» обсудили способы совершенствования нормативно-правового регулирования ценообразования на продукцию, поставляемую по ГОЗ. В частности, машиностроители и парламентарии одобрили проект Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ, и проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», разработанные ФАС России совместно с заинтересованными ведомствами и организациями. Участниками заседания, которое состоялось в рамках деловой программы МАКС-2017, стали порядка 70 экспертов машиностроительного сообщества и депутаты Госдумы.
Открывая заседание, Председатель Экспертного совета Госдумы по авиационной промышленности, Председатель Комиссии Госдумы по развитию предприятий ОПК, Президент Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» Владимир Гутенев отметил, что вопрос ценообразования невозможно рассматривать отдельно от общих задач, общей экономической ситуации в стране: «Об этом шла речь на заседании Союза машиностроителей России в Ижевске 27 июня с участием Владимира Владимировича Путина. По итогам заседания Президент дал четыре поручения, первое из которых касалось ценообразования в рамках ГОЗ. Это огромный аванс доверия, который мы должны оправдать», - подчеркнул он. - «Когда Президент ставит задачу о диверсификации оборонно-промышленного комплекса, мы понимаем, что речь идет не только о том, что мы проходим пик гособоронзаказа. Речь идет о том, чтобы использовать те уникальные компетенции, технологические наработки, сервисные и внешнеторговые представительства для широкой экспансии, сочетая импортозамещение с выходом на внешние рынки. Две составляющие, которые могут стать источниками дохода для предприятий: прибыль, которая должна образовываться в рамках гособороонзаказа и военно-технического сотрудничества. В данное время вопрос ценообразования в рамках ГОЗ гораздо более важен, чем работа над усовершенствованием 275-го закона, поправки к которому должны быть приняты Госдумой сегодня», - отметил парламентарий.
Комментируя проект Положения о госрегулировании цен, подготовленный ФАС, Гутенев акцентировал внимание на том, что он предназначен заменить несколько ныне действующих положений, регулирующих отдельные вопросы ценообразования на продукцию по гособоронзаказу и охватывает все этапы формирования, размещения и исполнения ГОЗ, а также должен стимулировать предприятия к сокращению издержек, оставляя сэкономленные деньги исполнителям. Положения Проекта постановления вступают в силу с 1 января 2018 года. «Но не все субъекты ОПК согласны с предложенным пунктом 24.2 значением плановой прибыли головного исполнителя по государственному контракту, определенному проектом Положения на уровне не менее 5 процентов от полной себестоимости продукции и предлагают установить такое значение на уровне не ниже 10 процентов. Кроме того, возможности по совершенствованию ценообразования, очень часто из-за «административных колодцев», когда ведомства разделены узкими интересами, не реализуются в полной мере», - отметил парламентарий.
Заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, Председатель Комитета по оборонной промышленности, Вице-президента Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» Олег Бочкарев отметил, что в сфере экономической деятельности предприятий ОПК предстоят большие реформы. Один из самых сложных вопросов в этом блоке - ценообразование. Комментируя разработанное ФАС Положение, Бочкарев подчеркнул, что все было сделано правильно. «Состоялось мощное и открытое обсуждение. Впервые в документе были учтены предложения предприятия ОСК, ОАК, Ростех. Мы завершили работу вместе, внесли проект акта в Правительство РФ. Кроме того, будем продолжать работу над внесением новых поправок в 275-й закон», - отметил он.
Говоря о внедрении мотивационной модели государственного регулирования цен в сфере ГОЗ, заместитель руководителя ФАС России Максим Овчинников подчеркнул, что инновационность документа состоит в том, что в нем учтены интересы каждого участника кооперации ,а также определены принципы, нарушение которых будет означать жесткие санкции и взыскания. «Мы «зашили» перечень действующих актов в один единый акт по ценообразованию. Это дает возможности унифицировать процесс, чтобы исключить дублирующую нагрузку и то, что никому не нужно. Мы полтора года работали над этим. Поэтому все процессы будут четко сквозным образом прописаны. Планирование, регистрация цен, заключение контракта – в три этапа. Все детально расписано, в том числе права и обязанности. Самое важное для нас – чтобы цены не вели себя непредсказуемым образом» - сказал он.
Президент ОАК Юрий Слюсарь в своем выступлении выразил пожелание, чтобы работа над изменением формулы цены на продукцию ГОЗ была доведена до результата. «Нам важно усовершенствовать правила. Мы занимаемся важной работой по уменьшению издержек. Но главный вопрос, с точки зрения нашего бизнеса, пока не решен: головники находятся в принципиально другой экономической позиции. Решение этой дилеммы повысит мотивацию к развитию», - отметил он.
В свою очередь первый вице-президент ОАК Александр Туляков подчеркнул необходимость сохранения баланса между интересами государственных заказчиков и производителей – головных исполнителей и исполнителей государственных контрактов. Он также выразил признательность коллегам из Федеральной антимонопольной службы за ФАС России за кропотливую взвешенную работу и желание услышать мнение всех участников гособоронзаказа, учесть и согласовать их позиции. Вице-президент ОАК по экономике и финансам Алексей Демидов, основываясь на цифрах, представил предлагаемые корпорацией меры по исправлению ситуации.
Президент ОСК, Вице-президент Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» Алексей Рахманов выразил мнение, что необходимо определить оптимальную норму рентабельности и задуматься о маржинальности головников и участников кооперации - поставщиков. В этом случае, по мнению главы корпорации, станет возможным отказ от ряда субсидий и других бюджетных затрат, а также выход на открытый рынок.
По мнению Бориса Алешина, важнейший аспект ценообразования по продукции ГОЗ – финансовое состояние предприятий ОПК, перед которыми стоят задачи по диверсификации. А результатом работы над изменением формулы цены по ГОЗ должен стать единообразный алгоритм ее расчета.
Глава Комитета Госдумы РФ по обороне Владимир Шаманов подчеркнул, что круг вопросов ценообразования по ГОЗ очень важный и зависит от многих факторов, и выразил готовность ко взаимодействию и сотрудничеству в работе над ценообразованием в сфере ГОЗ.
По итогам заседания представители экспертного сообщества подготовили рекомендации в рассматриваемый проект Положения о государственном регулировании цен на продукцию по ГОЗ. В частности, Правительству России и Коллегии ВПК при Президенте Российской Федерации при подготовке проекта Постановления учесть мнение головных организаций холдинговых структур об установлении минимального значения плановой прибыли головного исполнителя по государственному контракту на уровне не менее 10 процентов от полной себестоимости, при условии, что доля собственных затрат головного исполнителя в себестоимости такой продукции составляет не менее 10 процентов, а также о включении в перечень факторов, влияющих на существенные изменения условий поставки продукции по ГОЗ, фактор «рост цен на продукцию исполнителя».