23-25 сентября 2010 года в Москве работала Третья Всероссийская конференция молодых ученых и специалистов «Будущее машиностроения России», организаторами которой выступили Союз машиностроителей России и МГТУ им. Н.Э.Баумана.
В конференции приняли участие более 350 представителей свыше ста ведущих научных организаций, технических вузов, конструкторских бюро и предприятий машиностроительного и оборонно-промышленного комплекса, представляющие 78 регионов России, а также молодые ученые из Германии, Венгрии, Польши и Украины.
В адрес Всероссийской конференции молодых ученых и специалистов направили приветствия Председатель Государственной Думы Борис Грызлов, Председатель Союза машиностроителей России Сергей Чемезов, Секретарь Общественной палаты РФ Евгений Велихов, Министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко.
На пленарном заседании конференции с докладом на тему: «Через модернизацию к экономике знаний и интеллекта» выступил вице-президент Союза машиностроителей России, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам модернизации промышленности Владимир Гутенев.
«Мы должны понимать, что опережающее развитие машиностроения, осуществляющего насыщение производства новыми техническими средствами и технологиями, является, в конечном счете, основным источником инновационного развития и дальнейшего экономического роста страны... Мы должны решительно сконцентрировать ресурсы и создавать инновационный продукт в тех областях, где есть серьезный технический и технологический задел, где мы действительно конкурентоспособны или имеем для этого реальные возможности. Причем такой продукт, который был бы не только конкурентоспособен на внешних рынках, но и имел бы, что очень важно, большой внутренний спрос», – отметил Владимир Гутенев.
По мнению докладчика, для этого необходимо формировать отечественную «базу роста» через технологические платформы или российские «кремниевые долины», как в том же Сколково, а затем масштабировать этот опыт. Подключать к этому госкорпорации «Ростехнологии», «Роскосмос», «Росатом», лучшие вузы – Бауманку, МИФИ, МГУ, ЛИТМО, ИжГТУ и другие. Все то в нашей науке и экономике, что содержит в себе ресурсы высокотехнологичного развития.
Эти мысли получили развитие в докладах члена Бюро ЦС Союза машиностроителей России, генерального директора ОАО «АХК «Сухой» Михаила Погосяна, первого заместителя Председателя Союза, генерального директора ЦАГИ им.проф. Н.Е.Жуковского Бориса Алешина, первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности Валерия Драганова, ректора МГТУ им.Н.Э.Баумана Анатолия Александрова.
Михаил Погосян подробно раскрыл состояние и направления развития авиационной промышленности. Он, в частности, отметил, что в настоящее время более 11% мирового рынка военных самолетов составляют летательные аппараты отечественного производства, которые при этом составляют 30% экспорта продукции военного назначения России. Михаил Погосян также раскрыл планы обеспечения Российской армии военной авиацией. «Объем производства боевых самолетов для Минобороны до 2015 года составляет порядка 200 единиц. В ближайшее время мы подпишем еще несколько контрактов с Минобороны», – сообщил он.
Коснувшись выполнения программы по созданию самолета пятого поколения, Михаил Погосян подчеркнул, что первый этап испытаний такого самолета завершится в 2012 году. «Мы рассчитываем к этому сроку получить заключение об испытании и приступить к выпуску серийных образцов», – отметил он. Большое внимание в докладе Михаил Погосян уделил вопросам подготовки высококвалифицированных кадров для отрасли, закреплению на производстве молодых специалистов.
Ответам на вопросы, каким должен быть специалист машиностроения в будущем, какими должен обладать компетенциями, было посвящено выступление Бориса Алешина. Говоря о престиже инженерно-технических специальностей, он отметил, что большая часть успешных людей - «технари» по образованию, поскольку оно является фундаментальным. Он также подчеркнул, что Союз машиностроителей России проводит большую работу, направленную на повышение общественной значимости машиностроительных профессий.
На вопросах законодательного обеспечения процессов модернизации и инновационного развития экономики в своем выступлении остановился Первому заместителю председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности Валерий Драганов. Он, в частности, отметил, что в работе Государственной Думы РФ важное место занимает совершенствование правовой базы для обеспечения эффективного развития машиностроительной отрасли. На федеральном уровне разработан целый комплекс мер, направленных на развитие отечественного машиностроения, подготовку квалифицированных кадров для этой сферы.
В выступлении Анатолия Александрова содержался анализ внедрения инновационных решений в вопросах подготовки квалифицированных специалистов для высокотехнологичных отраслей промышленности. В этой связи разработана Программа развития инновационной инфраструктуры МГТУ им. Н.Э. Баумана с целью системного взаимодействия с высокотехнологичным сектором экономики, включая поддержку малого инновационного предпринимательства. Университет стал одним из победителей по результатам подведения итогов конкурса по развитию инновационной инфраструктуры согласно Постановлению Правительства РФ №219.
После завершения пленарного заседания состоялась пресс-конференция вице-президента Союза машиностроителей России, председателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам модернизации промышленности Владимира Гутенева, члена Бюро ЦС Союза машиностроителей России, генерального директора ОАО «АХК «Сухой» Михаила Погосяна, первого заместителя Председателя Союза, генерального директора ЦАГИ им.проф. Н.Е.Жуковского Бориса Алешина, ректора МГТУ им.Н.Э.Баумана Анатолия Александрова, которые ответили на многочисленные вопросы представителей средств массовой информации.
В 2010 году Союз машиностроителей России совместно с Союзом журналистов России проводил Второй Всероссийский конкурс публикаций в СМИ по машиностроительной тематике, а с Союзом писателей России – конкурс на Всероссийскую литературную премию «Мастер». Традиционно ко Дню машиностроителя подведены итоги этих творческих конкурсов, победители которых на конференции были награждены памятными призами, денежными премиями и дипломами.
На прошедшем в рамках конференции заседании Совета молодых ученых и специалистов машиностроительной отрасли и Комиссии по молодежной политике Союза машиностроителей России, а также заседаниях 24 научных секций по направлениям «Машиностроительные технологии», «Энегомашиностроение», «Специальное машиностроение» и «Промышленный дизайн» и «круглых столах» были рассмотрены актуальные проблемы развития машиностроения и смежных высокотехнологичных отраслей промышленности, различные аспекты подготовки специалистов техническими вузами страны и предприятиями отрасли.
В завершение Всероссийской конференции состоялось награждение молодых ученых и специалистов, чьи научные работы признаны лучшими. Специальных дипломов Союза машиностроителей России за активное участие в конференции были удостоены молодые машиностроители - представители ПО «Севмаш», Автомобильного завода «Урал», Роствертола, Красногорского завода им.С.А.Зверева, НПО «ЦНИИТМАШ», ОАО «Пневмостроймашина», МГТУ имени Н.Э.Баумана, Государственной авиационной технологической академии имени П.А.Соловьева, Ижевского государственного технического университета. Старший вице-президент Новикомбанка Татьяна Голодец наградила ценным призом Алексея Соколова из г.Северодвинска за работу "Внедрение технологии обработки ступенчатых гидроцилиндров. Проблемы и пути их решения".
Следует отметить, что Новикомбанк наряду с ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им.Ю.А.Гагарина» выступили официальными спонсорами конференции, а ОАО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро» - спонсором мероприятия.
Подводя итоги Всероссийской конференции, можно с уверенностью сказать, что она позволила талантливой молодежи реализовать свой инженерный и научный потенциал, почувствовать востребованность своих знаний и послужит хорошим стимулом для продолжения научной деятельности.