28 июня в Москве состоялось заседание Комитета по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению Союза машиностроителей России, посвященное проблемам эффективности подготовки инженерных кадров в нашей стране.
На мероприятии, прошедшем в Рособоронэкспорте, поднимались вопросы внедрения профессиональных стандартов на предприятиях машиностроительной отрасли; обсуждался опыт частно-государственного партнерства в деле повышения эффективности подготовки инженерных кадров и необходимость экспертизы содержания профессиональных образовательных программ.
Час «X» наступит 1 июля
«Тема внедрения новых профстандартов для машиностроителей, для системы образования и для других структур, определяющих кадровую политику, чрезвычайно актуальна, – отметила в своем выступлении Наталия Партасова, заместитель председателя профильного Комитета Союзмаша, вице-президент Концерна «Тракторные заводы». – Фраза «кадры решают все» сегодня имеет конкретный смысл, все понимают, что без хорошо подготовленных специалистов любые передовые проекты, в первую очередь по импортозамещению, неосуществимы. Законодательно установлено, что внедрение профессиональных стандартов начнется с 1 июля 2016 года и будет обязательным к применению всеми работодателями. Профессиональные стандарты устанавливают требования не только к уровню образования и опыту работы работников, но и к уровню оплаты их труда. На данный момент утверждены более 800 таких документов. Среди них – профессии металлургической, атомной промышленностей и других. Но кроме представителей серьезных производств, присутствуют педагоги, программисты, бухгалтеры и специалисты по персоналу. Появились новые профессии, которые требуют жестких стандартов, по которым работодатели могут определять должностные функции своих сотрудников и в конечном итоге смотреть, с каким персоналом работать и развивать свои проекты. Могу сказать, что на предприятиях эта работа не может быть уделом самих работодателей. Данная работа должна проходить в рамках частно-государственного партнерства, и в том числе с вузами. Немало программ, направленных на повышение качества выпускаемых кадров, особенно в последние годы, Минобрнауки РФ реализует совместно с Минпромторгом РФ. Что важно для нас, производственников, потому что повышение качества материально-технической базы образовательных учреждений положительно скажется на компетентности выпускаемых из вузов и ссузов специалистов».
Профстандарты в промышленности – это серьезный документ, добавила далее Наталия Партасова. Конечно, в ходе «обкатки» новых требований возникает много подводных камней, сейчас идет адаптация этих профстандартов к реалиям жизни. Главная задача сейчас – сформировать перечень вопросов, которые будут затем решаться через отраслевой совет по профессиональным квалификациям, который возглавляет Первый вице-президент СМР Владимир Гутенев.
Работай в России!
«Союз машиностроителей России сегодня нацелен на создание системы подготовки, объединяющей школу, вузы, ссузы и производство, – отметила в ходе заседания Наталья Попова, руководитель департамента по обеспечению деятельности комитетов и комиссий СМР. – Сегодня Союз ведет деятельную работу в этом направлении, успешно реализуя проект «От винта!» в рамках авиационно-космического салона МАКС. Также СМР проводит многопрофильную инженерную олимпиаду «Звезда», количество участников в которой уже достигло 217 тысяч человек. Широкое распространение получают сегодня мероприятия, в которых участвует молодежь с «инновационным» мышлением. СМР уже много лет проводит форум «Инженеры будущего». В этом году он проходит в Ижевске. «Работай в России» – другой широкомасштабный профориентационный проект СМР, который объединяет разрозненные молодежные инициативы единой идеологией, ориентированной на работу в России и повышение престижа рабочих и инженерных профессий. Сегодня число его участников достигло 50 тысяч человек.
Весомую роль СМР в деле подготовки инженерных кадров подтверждает тот факт, что Минобрнауки поручил Союзу определять контрольные цифры приема в вузы по специальности машиностроение, авиационно-ракетно-космическая техника, кораблестроение. Контрольные цифры мы уже дали на 2016-2018 годы, и они являются основанием для набора в вузы по машиностроительным специальностям».
Студенты машиностроительных вузов обязательно должны проходить стажировки на предприятиях, сообщила далее Наталья Валентиновна. Например, Концерн «Тракторные заводы» очень большое внимание уделяет этому аспекту. И очень важное направление – подготовка профстандартов. В настоящее время СМР разработал десятки таких стандартов, создан национальный совет при Президенте Российской Федерации по вопросам квалификации. В рамках СМР созданы советы по профессиональной квалификации машиностроительной, морской и космической сферы. В настоящее время идет завершение создания такого совета по авиации и радиоэлектронике.
А что делать с людьми, которые у нас уже и 10, и 20 лет работают на предприятии?
«1 июля наступит «час X» и российские работодатели проснутся уже в стране с новыми профессиональными стандартами, – говорит Светлана Коледова, руководитель департамента кадровой оптимизации Концерна «Тракторные заводы». – Концерн провел ряд серьезных мероприятий в преддверии этого события, разработаны дорожные карты по внедрению профстандартов на предприятиях холдинга. Тем более, что у нас большая численность персонала, порядка 20 тысяч человек. Сейчас проводится анализ реестров утвержденных стандартов».
При разработке дорожных карт сразу же выявился ряд проблем, сообщила далее Светлана Алексеевна. Самая болезненная из них – несоответствие льготным пенсионным спискам. В настоящее время досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, работающим на вредном производстве, происходит в соответствии со льготными списками №1 и № 2. Однако при анализе действующих штатных расписаний льготных работников зачастую выявляется, что профессия, предложенная в профстандарте, не совпадает с профессиями в списке вредных профессий. И таких фактов зафиксировано достаточно. «Конкретный пример – профессия электрогазосварщика, соответствующая льготному списку №2, по характеру выполняемых работ, согласно профстандарту, должна быть переименована на профессию сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом. Но такого наименования профессии в списке №2 нет. Законодательство требует работодателей переименовать профессию, но она не подтверждается утвержденными льготными списками, и при оформлении пенсии работник может столкнуться с проблемой. Не стоит говорить, к чему это может привести. В настоящий момент все работники четко знают свои права в части профессий, и первое, с чем столкнутся в будущем работодатели – работники откажутся переводиться на эти должности. А на официальном уровне каких-либо разъяснений до сих пор нет. Всех работодателей сейчас волнует: когда после 1 июля начнутся проверки, что чиновникам предъявлять? И что делать с людьми, которые у нас уже и 10, и 20 лет работают на предприятии? Они же должны соответствовать новым требованиям, обязанность работодателя – этих людей обучить. Но в законе не прописано, в какой срок необходимо это делать. Придет плановая комиссия в октябре, и понятное дело, что в полном объеме к 1 октябрю людей обучить на заводах не успеют. И если документы переоформить можно успеть, то обучить точно не получится. Во-первых – это не заложено в бюджеты этого года. Во-вторых, людей очень много. Соответственно, предложение такое – на уровне государства необходимо установить переходный период в части обеспечения соответствия базы требований профстандартов».
Иллюзии, что можно купить любого специалиста на рынке труда, развеялись
Животрепещущей темой стало сегодня и падение уровня знаний выпускников школ, поступающих в вузы, малопрестижность в молодежной среде технических профессий из-за трудности обучения и низкого уровня заработной платы в отрасли. Кроме того, ухудшается материальное обеспечение процесса обучения, не найдено эффективных способов закрепления выпускников ВУЗов на заводах.
«Сейчас обучение будущих инженеров и конструкторов машиностроительной отрасли осуществляется за 4 года, – сообщил декан машиностроительного факультета Чувашского госуниверситета Виктор Гартфельдер. – Но в столь сжатый промежуток времени подготовить в вузе специалиста современного уровня традиционными методами невозможно. Нужно внедрять в программы образовательных учреждений интенсивные, интерактивные и практикоориентированные технологии обучения; требуется разработка новых схем и ресурсов взаимодействия, в том числе частно-государственного партнерства; нужно создавать в школах инженерные классы. Без этих шагов никакая модернизация производства не поднимет на должный уровень отечественное машиностроение».
Не способствует привлечению новых кадров в машиностроение, по словам Виктора Гартфельдера, и ситуация с выделением бюджетных мест для приема на машиностроительные факультеты. Например, если в 2010 году принималось 120 человек, то к 2016 году эта цифра снизилась ниже до 60. Непонятно, как через 4 года работодатели будут утолять кадровый голод. Уже сегодня иллюзии, которые наблюдались у руководителей предприятий буквально лет 5 назад, что любого специалиста можно купить на рынке труда, полностью развеялись».
В свою очередь Марина Давыдова, заведующая кафедрой «Технологии машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» технологического факультета ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет», отметила, «что в школах на данный момент нет предметов, которые необходимы для осваивания основ инженерных специальностей. Например, отменены уроки черчения. Или вот: из 300 873 выпускников Курганской области, физику сдавали всего… 586. Есть сдавшие на «2». А большинство, 72%, сдали на «3». Причем эти 72% практически все поступили в вузы. Отличников мало, и все они уезжают в мегаполисы. Лишь 44 человека из этого числа поступили в КГУ. Мы пытаемся решать эту проблему на уровне Курганской области, но это бесполезно. Причем в школах детям порой говорят говорят – не сдавайте физику, не портьте нам баллы. Это проблема, которую нужно решать на уровне РФ, потому, что многие выпускники школ как только узнают, что при поступлении в вуз требуется сдавать физику, сразу отказываются. Другие готовы к нам прийти, но уровень подготовки физики настолько слаб, что даже при желании стать машиностроителем они не смогут сдать предмет. Есть ребята, которые сами могут изучать серьезно физику, имеют талант, но их родители не имеют возможности отправить чадо к репетитору. И раз такая проблема существует, то мы решили при КГУ создать центр молодежного творчества, где ребята получают отличные знания, первые навыки работы на производстве. Курганский центр молодежного творчества нацелен на развитие и детского творчества, и классификации личности, и систематизации образования. Здесь площадка реализации творческих проектов и обучения новых технологий. И тут особая заслуга Курганмашзавода, который помог с оборудованием. Уже есть первые успехи – один из мальчиков в 2015 году занял IV место на Всероссийском конкурсе. Семиклассник модели своих роботов сделал при помощи конструкторского программного продукта, который используется в регионе на промышленных предприятиях, затем все детали вырезал на лазере, а потом еще и сам запрограммировал своего андроида. Это настоящий «инженер будущего», он уже в 8 классе делает то, что делает студент по специальности автоматизация технологических процессов и производства. Уверена, что наш опыт имеет право на распространение в масштабах всей страны».
На заседании Комитета также затрагивались темы значимости научно-технического творчества подрастающего поколения в системе подготовки инженерных кадров; востребованности проекта «Музей истории трактора» в деле профориентации молодежи.