Заседание Экспертного совета по развитию электронной и радиоэлектронной промышленности при Комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству состоялось 3 декабря 2018 года в Государственной Думе РФ при поддержке Координационного совета разработчиков и производителей радиоэлектронной аппаратуры, электронной компонентной базы и продукции машиностроения Союза машиностроителей России.
Участники обсудили нормативно-правовое регулирование рынка радиоэлектронной продукции и инициативы, направленные на поддержку отечественных производителей радиоэлектронной продукции в условиях западных санкций и сложившейся геополитической обстановки. В рамках заседания был рассмотрен важнейший вопрос – как в условиях серьезного санкционного давления, не нарушая принципов ВТО, решить проблемы в области импортозамещения, обеспечивая при этом безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
Модератором заседания выступил Индустриальный директор радиоэлектронного комплекса Государственной корпорации «Ростех» Сергей Сахненко, куратором – первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.
В работе Экспертного совета приняли участие: Первый заместитель Председателя Экспертного совета, директор Департамента радиоэлектронной промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Сергей Хохлов, заместитель Председателя Экспертного совета, Председатель Координационного совета разработчиков и производителей радиоэлектронной аппаратуры, электронной компонентной базы и продукции машиностроения Союза машиностроителей России, директор по внешним коммуникациям АО «Росэлектроника» Арсений Брыкин, генеральный директор Национального Центра Информатизации Ростех Константин Солодухин, генеральный конструктор АО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро», заместитель генерального директора по НИОКР бортового оборудования – генеральный конструктор АО «КРЭТ» Гиви Джанджгава, Президент Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов Светлана Аппалонова, руководители ведущих корпораций в сфере радиоэлектронной промышленности, машиностроения и ОПК.
Владимир Гутенев в своем вступительном слове особо подчеркнул, что на мероприятиях в Сочи Президент России Владимир Путин поставил ряд задач, которые необходимо решать, и в этих условиях на Союз машиностроителей и Лигу оборонных предприятий возложено много ожиданий, в том числе по выполнению планов, связанных с производством продукции гражданского и двойного назначения предприятиями ОПК. Задачи диверсификации чрезвычайно важны для отечественного радиоэлектронного комплекса, отметил парламентарий, более того, электронная компонентная база обеспечивает устойчивость работы множества смежных отраслей, в том числе, и таких важнейших направлений как космическая отрасль, где существуют серьезные проблемы.
«Для нас очень важно сформировать такие предложения, которые мы могли бы при взаимодействии с Минпромторгом России реализовать на уровне федерального Правительства, поскольку от тех преференций, которые получит отечественный производитель, зависят перспективы развития отрасли», – сделал акцент Владимир Гутенев.
Директор Департамента радиоэлектронной промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Сергей Хохлов рассказал о мерах нормативно-правового регулирования и инициативах, которые реализуются в настоящее время министерством. «Государственная поддержка должна оказываться исключительно производствам, имеющим статус отечественного производства, либо продукции, отнесенной к продукции российского происхождения», - отметил докладчик.
В части телекоммуникационного оборудования действует так называемый механизм присвоения статуса «телекоммуникационное оборудование российского происхождения», который регулируется совместным Приказом № 1132 с Минэкономразвития. Сейчас министерство осуществляет модернизацию системы критериев отнесения продукции к телекомоборудованию российского происхождения в рамках мероприятий программы «Цифровая экономика». Корректировки будут внесены с учётом актуальных тенденций развития инфокоммуникационных технологий, в том числе расширения категорий такого оборудования, а также требований по применению отечественной электронной компонентной базы.
Минпромторг совместно с предприятиями отрасли подготовил дополнительные критерии в части отнесения к продукции российского происхождения металлодетекторов, блоков питания различных датчиков и др. Кроме того, Департамент радиоэлектронной промышленности работает над корректировкой Постановления Правительства РФ № 968, регулирующего ограничение, запрет доступа товаров радиоэлектронной промышленности для нужд государственных заказчиков, в части создания межведомственного реестра радиоэлектронной аппаратуры. К данной работе планируется привлечь Министерство связи и массовых коммуникаций.
Также планируется уточнение механизма присвоения статуса продукции, произведённой на территории Евразийского Экономического Союза, распределения условий признания радиоэлектронной продукции, произведённой на территории Российской Федерации, и подтверждающих документов по группам радиоэлектронной продукции. Сергей Хохлов также подчеркнул, что министерство будет продолжать оказывать комплексную поддержку развитию отечественного радиоэлектронного оборудования в рамках уже существующих мер субсидирования производителей отрасли.
Касаясь ситуации с телеком- и IT-оборудованием для органов государственной власти, генеральный директор Национального Центра Информатизации Ростех Константин Солодухин рассказал, что Минпромторг поддержал их предложения и занимается созданием номенклатуры того оборудования, которое используется сегодня для создания решений для критически важной информационной инфраструктуры. Как отметил докладчик, «критически важная информационная инфраструктура сегодня должна строиться на отечественном оборудовании или на оборудовании, которое в перспективе будет локализовано на территории Российской Федерации». Создание номенклатуры оборудования - это было первое предложение. Кроме того, было предложено ввести прямой запрет на использование импортного оборудования для создания этой критически важной информационной инфраструктуры – то есть, запрет для прямых поставок западных вендоров своего оборудования для создания таких решений на территории Российской Федерации. Это означает, что те предприятия, которые имеют долгосрочные отношения с западными вендорами, могут выстраивать их сегодня на примере так называемых ОЕМ («оригинальный производитель оборудования»)-соглашений; но при этом ОЕМ-соглашения, где вендором выступает по сути отечественное предприятие, должны сопровождаться понятным и утвержденным на уровне Минпромторга планом по локализации данного оборудования на территории Российской Федерации. «То есть, если мы начинаем работать с западными вендорами на уровне отверточной сборки, то дальше мы должны понимать, каким образом эта отверточная сборка превратится в полноценную локализацию на территории Российской Федерации», – сказал докладчик.
И третье предложение касалось возможного введения неких преференций для предприятий оборонно-промышленного комплекса, которые сегодня работают и в состоянии производить оборудование, которое может применяться для критически важной информационной инфраструктуры. Нужно ввести для них такую же преференцию при закупках, которая сегодня существует для малых и средних предприятий. «Это потребует внесения изменений в Федеральные законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ», – подчеркнул Солодухин.
Арсений Брыкин в своем докладе представил нормативно-правовые инициативы по поддержке отечественных производителей радиоэлектронной продукции, разработанные Координационным советом Союза машиностроителей России совместно с заинтересованными организациями. Он изложил ряд проблемных вопросов в части нормативно-правового поля, закрывающих доступ российских производителей к конкурсам, которые проводят государство и компании с государственным участием. Предлагаемые изменения в законодательство обсуждались на 17 заседаниях Рабочей группы в рамках Координационного совета СоюзМаш России, было проведено более 30 заседаний секции по направлениям с участием представителей и экспертов предприятий, входящих, в том числе, в Ростех. В результате были сформулированы предложения по внесению изменений в Постановление Правительства РФ от 17.07.2015 №719, корректировку Постановления Правительства РФ от 26.09.2016 №968 и законодательство в области закупок компаниями с государственным участием. Кроме того, были подготовлены предложения в части выработки критериев «отечественности» по дополнительным видам радиоэлектронной продукции и механизму присвоения этого статуса.
Одной из существенных мер поддержки производителей радиоэлектронной продукции может стать ужесточение ответственности для тех государственных и унитарных предприятий, кто в нарушение действующих правовых норм предпочитает закупку импортного оборудования и технологий для объектов критической инфраструктуры. Этой теме посвятила свое выступление Президент Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов, заместитель руководителя рабочей группы по нормативно-правовому регулированию Координационного совета Светлана Аппалонова. «На сегодняшний день наказания или штрафы, которые налагаются при несоблюдении нормативных актов, определяющих преференции российского оборудования, мизерны. Нет наказания за повторные нарушения; после завершения закупки жалобы может подавать только участник закупки; также отсутствует возможность расторжения договора в случае выявления нарушений со стороны заказчика».
В этой связи Аппалонова предложила дополнить статью 7.32 Кодекса об административных правонарушениях нормой о повторном нарушении нормативных актов, определяющих преференции российскому оборудованию. Кроме того, она попросила законодателей расширить в части 11 статьи 3 Федерального закона №223-ФЗ перечень лиц, которые имеют право на обжалование после совершения закупки, и установить там же обязанность расторжения договора, возврата денег и возмещения ущерба в случае нарушения нормативных актов, определяющих преференции отечественного производителя или прямой запрет на использование зарубежного оборудования.
Директор по продажам и маркетингу АО «Научно-исследовательский институт микроэлектронной аппаратуры «Прогресс» Виктор Юров затронул в своем выступлении проблемы и решения в части законодательных требований по содержанию в автомобильной электронике российской микроэлектронной базы.
Заместитель генерального конструктора АО «Российские космические системы» Владимир Стешенко подчеркнул важность расширения рынка российской радиоэлектронной продукции. «Наша страна, занимая второе место в мире с огромным оборотом по экспорту вооружения и военной техники, не экспортирует ни одного высоконадёжного компонента, – отметил он. – И не в силу того, что их нет, – сейчас усилиями предприятий электронной промышленности и госзаказчика Минпромторга в рамках программы импортозамещения появилось много замечательных изделий, которые с удовольствием многие готовы применять. Но нет единой политики и нормативной базы…». Он также добавил, что действенным инструментом может стать единый KPI, при котором зарплата руководителей госкорпораций, в том числе зависит от импортозамещения.
Сергей Сахненко, в свою очередь, высказал точку зрения, что ввоз технологий и оборудования из-за рубежа, это «медаль о двух сторонах: с одной стороны, мы можем ввести ограничения на все, и тогда наши граждане, общество, государство «провиснет» в передовых технологиях, и мы с вами вернемся в доисторический век, с другой стороны, если мы не будем регулировать эти процессы, то в результате у нас не останется своей промышленности». По его убеждению, крайне важно соблюсти этот баланс. Он отметил, что здесь нужно действовать аккуратно, но, с другой стороны, после того, как выйдут поручения Президента России, «потребуется жестко отстаивать свои позиции на всех фронтах». Сергей Сахненко особо подчеркнул, что «все страны в наше время защищают себя любыми способами – свои экономические, и другие интересы».
Подводя итоги, Владимир Гутенев обозначил пути реализации изложенных на заседании инициатив, предложив разделить их на два потока: с одной стороны, часть предложений в рамках резолюции будут направлены в Правительство, а те предложения, которые ведут к изменению существующего законодательства, изначально будут направлены в Главное правовое управление Администрации Президента, чтобы получить рекомендации по поводу их дальнейшей проработки.