21 июня 2018 года на площадке АО «Рособоронэкспорт» состоялось совместное заседание Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству по развитию судостроительной промышленности и морской техники и Комитета по судостроительной промышленности и морской технике Союза машиностроителей России.
В центре внимания участников мероприятия оказались вопросы изменения российского законодательства, влияющие на условия работы судов в акватории Северного морского пути (СМП). Речь идет о поправках к некоторым статьям Кодекса торгового мореплавания (КТМ), которые устанавливают приоритет использования судов, построенных в России, для ряда работ в северной акватории. К таким работам отнесены грузовые и пассажирские перевозки внутри страны (каботаж), ледокольная проводка, поисковые и спасательные операции, разведка, разработка и морские перевозки минеральных ресурсов, а также ряд других видов деятельности.
Предлагаемые изменения обусловлены тем, что в настоящее время государство дотирует, прежде всего, судовладельцев, в то время как финансовая поддержка отечественных судостроительных предприятий осуществляется косвенным образом и не гарантирует размещение заказов на российских верфях.
Открывая заседание, Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, Первый Вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев выразил уверенность в том, что «мы, не отменяя конкуренции, должны защищать интересы российских производителей и поставщиков услуг на своей территории и в морских зонах, на которые распространяется российская юрисдикция, в том числе и в Арктической акватории». При этом он отметил, что Северный̆ морской̆ путь является одним из определяющих факторов обеспечения устойчивого социально-экономического развития регионов Арктической̆ зоны России. СМП не только обеспечивает национальную безопасность и усиление геополитического присутствия России в Арктике, но является и важным транспортным коридором, ключевым звеном всей̆ транспортной инфраструктуры.
Между тем, в настоящее время российские судовладельцы предпочитают закупать танкеры и сухогрузы на иностранных верфях – прежде всего, в Южной Корее, Китае и Финляндии. Как следствие, отечественные производственные мощности оказываются недозагруженными. И это при том, что судостроение является одним из локомотивов промышленного развития, вовлекая в производственный процесс десятки смежных отраслей, создавая порядка семи новых рабочих мест на одного занятого в судостроении. А это в свою очередь способствует развитию прибрежных территорий, технико-культурных и научных центров.
По словам Владимира Гутенева, «разработанный проект федерального закона даст реальную возможность российским верфям в рамках проводимой политики импортозамещения развивать отечественное производство, повысить загрузку мощностей предприятий отрасли, проводить их диверсификацию, успешно конкурировать с ведущими мировыми производителями по качеству, цене и срокам строительства судов». Более того, рассматриваемая законодательная инициатива отвечает задачам, поставленным на совещании по вопросам развития дальневосточного судостроительного комплекса Президентом России Владимиром Путиным. Очевидно, она будет способствовать не только достижению целевых показателей по развитию отечественного кораблестроения, определенных «Стратегией развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года», но и глубокой степени локализации на нашей территории тех производств, которые сейчас не представлены.
В свою очередь Председатель Комитета по судостроительной промышленности и морской технике Союза машиностроителей России, Президент АО «ОСК» Алексей Рахманов заявил, что принятие поправок к КТМ - ожидаемое и абсолютно правильное с точки зрения судостроительной отрасли решение. Вместе с тем, по его словам, законодательные новеллы должны учитывать интересы всех отечественных компаний, в том числе владеющих судами, добывающих и перевозящих грузы. В этой связи одной из ключевых задач регулирующих ведомств в лице Министерства экономики и Министерства промышленности и торговли должна стать синхронизация развития различных производств, как судостроения, так и добывающих отраслей. Для гармонизации же всех этих интересов необходимо уже сейчас на основе рассматриваемого законопроекта выработать мягкие правила, которые впоследствии не должны подлежать пересмотру.
Тем самым, по словам Владимира Гутенева, заинтересованным в российском рынке зарубежным компаниям будет дан четкий сигнал для того, чтобы они уже сейчас начинали продумывать стратегии взаимодействия с отечественными производственными отраслями (а не легкую локализацию). В то же время это создаст основы для подлинной деофшоризации и смены юрисдикции российских компаний, которые владеют судами, осуществляющими деятельность под иностранными флагами.
Представлявший на заседании проект закона Директор Департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли Борис Кабаков отметил, что предлагаемые изменения в Кодекс торгового мореплавания уже вызвали резонанс, вплоть до появления точки зрения, что с 2019 года вводится полный запрет на эксплуатацию судов иностранного производства, осуществляющих работы не под российским флагом.
По его словам, обсуждаемые поправки носят системный характер при решении задачи по обеспечению ритмичной загрузки отечественных судостроительных предприятий. Однако, принимая во внимание обеспокоенность российских заказчиков, законопроектом предусмотрена возможность эксплуатации судов, плавающих под российским флагом по состоянию на 1 января 2019 г., вне зависимости от места постройки. Более того, действие законопроекта не распространяется на суда, включенные в Российский реестр строящихся судов до 1 января 2019 года, также вне зависимости от места постройки. Кроме того, по результатам проведенной работы с бизнес-сообществом, в законопроект внесены положения, позволяющие использовать суда, построенные за пределами России после 1 января 2019 г., для осуществления отдельных видов работ по решению Правительства РФ. Для принятия такого решения заинтересованная сторона должна объективно обосновать невозможность использования для предполагаемых работ судов, построенных на территории России. Как следствие, осуществляется сбалансированная поддержка судостроительной отрасли с учетом интересов, как судоходных компаний, так и фрахтователей.
«Мы объективно оцениваем возможности производства судов на территории России, а потому Минпромторг открыт к диалогу, чтобы выработать механизм решения задач как импортозамещения, так и интересы отечественных добывающих компаний», - резюмировал Кабаков.
Между тем, Директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта Виталий Клюев заметил, что на настоящий момент неурегулированным остался целый ряд вопросов, которые требуют дальнейшего обсуждения. В частности, уже на данном этапе рассмотрения поправок целесообразно «рассматривать перевозочный цикл целиком – от грузоотправителя до получателя (включая процессы производства и утилизации судна). В процессе согласования мы предложили целый спектр компенсаторных механизмов последующей эксплуатации судов. Сомнений нет – надо поддерживать отечественное судостроение, вместе с тем уже сейчас надо подумать и о судоремонте».
Отдельным вопросом является стоимость судна, произведенного на российских судостроительных предприятиях. В настоящий момент она является более высокой при более длительном сроке (в сравнении с иностранными судостроительными предприятиями) и ложится на судовладельца. В этой связи «пока мы не просчитаем весь жизненный цикл груза, приходить к какому-то заключению довольно сложно. В противном случае можно прийти к ситуации, когда вытащим судостроение – потеряем судовладельца, вытащим судовладельца – потеряем грузоотправителя…», - пояснил Клюев.
Кроме этого, при реализации законопроекта одним из ключевых вопросов будет содержание понятия судна, построенного на российской верфи. На сегодняшний день этот вопрос регулируется постановлением Правительства РФ № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных на территории Российской Федерации», которое позволяет осуществлять строительство судов на российской верфи с учетом необходимости поставки комплектующих иностранного производства. Однако его положения требуют уточнения с учётом возможностей российской промышленности, в том числе в качественном и ценовом сегментах.
По словам Бориса Кабакова, на сегодняшний день соответствующий раздел Постановления, описывающий продукцию судостроения, насчитывает всего лишь 4 позиции, которые сформулированы в самом общем виде. В этой связи Минпромторг совместно с АО «ОСК» ведут работу по согласованию типов судов, видов операций и оборудования, которые должны быть, чтобы судно считалось российским. В то же время, как заявил Генеральный директор ЦНИИ «Курс» Виталий Ханычев, одной из проблем в этом направлении является применение общероссийского классификатора экономических видов деятельности (ЭВД), который во многом носит обезличенный характер и не позволяет классифицировать существующее оборудование. Данный подход, по мнению Президента АО «ОСК» Алексея Рахманова, является тупиковым: «Давайте остановимся и пойдем тем путем, каким надо. Раз уж мы боремся с прямым импортом, то необходимо вернуться к классификационным кодам и разработать документ, детально описывающий всю номенклатуру судостроения в соответствии с кодами ТН ВЭД».
Подводя итог дискуссии, Алексей Рахманов заявил, что на сегодняшний день для отечественного судостроения важны «низкие процентные ставки, длинный заказ и большая серия, а также заказчик». Рассматриваемый законопроект создает определенность в отношении заказчика. «Уже сейчас наблюдается рост грузооборота на СМП, а грузовая база для российских перевозчиков растет, в результате чего у них появится и больше средств для обновления флота. При этом российские верфи будут иметь ритмичную загрузку серийными проектами, что в конечном счете будет способствовать экономическому развитию России и поможет занять нашей стране новые перспективные ниши не только в кораблестроительном деле, но и в судоходстве», - резюмировал Президент АО «ОСК».
СПРАВОЧНО:
За 2012–2017 годы на территорию России ввезено 1116 судов зарубежного производства. Из них 239 предназначены для внутренних водных путей и 877 — для морских портов.
В Российском международном реестре судов на начало 2018 года зарегистрировано 1141 судно суммарным дедвейтом более 4,5 млн. тонн. В 2017 году администрацией СМП выдано 662 разрешения на плавание судов в акватории СМП, из них судам под иностранным флагом выдано 107 разрешений.
В настоящее время отечественная судостроительная промышленность способна удовлетворить существующую и перспективную потребность заказчиков, в том числе нефтегазовых компаний. С учетом вводимых мощностей на судостроительном комплексе «Звезда», российские предприятия смогут поставлять весь номенклатурный перечень судов и морской техники, необходимый для обеспечения интересов Российской Федерации. Перспективный план загрузки СК «Звезда» до 2035 года на настоящий момент составляет 118 судов, 56 из которых – заказы ПАО «НК «Роснефть». Такой объем заказов не позволяет обеспечить рентабельную работу предприятия. В связи с этим требуется дополнительные стимулирующие меры для размещения заказов на крупнотоннажные суда и морскую технику.