4 апреля 2023 г. состоялось заседание Подгруппы по вопросам мобилизационной подготовки в сфере экономики при поддержке Экспертных советов Комитета Госдумы по промышленности и торговле по развитию судостроительной промышленности и морской техники и развитию транспортного машиностроения на тему: «Развитие отечественного двигателестроения в интересах судостроительной отрасли в условиях СВО».

Совместное заседание Экспертных советов под председательством главы Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимира Гутенева было посвящено обсуждению производства отечественных судовых двигателей и необходимых мер дальнейшей поддержки отрасли со стороны государства. Ключевыми спикерами мероприятия выступили председатели ЭС, члены Бюро СоюзМаш России генеральный директор Трансмашхолдинга Кирилл Липа и генеральный директор ОСК Алексей Рахманов. Также в заседании приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, предприятий промышленности, конструкторских бюро, компаний-эксплуатантов судов.

В своем вступительном слове Владимир Гутенев указал, что в данный момент в Российской Федерации не производятся тяжелые судовые малооборотные двигатели большой мощности. Строительство гражданских судов в большинстве своем ведется по иностранным проектам, также не по всем позициям у нас есть достойная производственная база. «Необходимо создать консолидированную сервисную службу, которая бы в интересах широкого круга производителей, опираясь на единую систему складов и рембаз или соглашений, которые заключены с какими-то комфортными зарубежными ремцентрами, могли бы обеспечить быструю и качественную работу», - отметил Владимир Гутенев.

Выходом из сложившейся ситуации должно стать обязательство государственных заказчиков гражданских судов всех типов при выборе проекта судна требовать от проектантов применять в составе главных и вспомогательных энергетических установок существующих и перспективных проектов судов оборудование гребных электрических установок, пропульсивного комплекса отечественного производства, что будет стимулировать развитие отечественного судового двигателестроения.

Парламентарий отметил, что поднимается вопрос о создании отдельной государственной программы «Развитие двигателестроения» с финансированием из федерального бюджета. Необходимо продумать и заложить, возможно, уже на нынешнем этапе при корректировке бюджета дополнительные субсидии, которые пойдут предприятиям отечественного судостроения. Кроме того, крайне важно создание стабильного и предсказуемого спроса на продукцию для заводов, которые производят двигатели.

В своем выступлении Алексей Рахманов рассказал о путях решениях задач по импортозамещению судовой пропульсии. Он подчеркнул: - «Если в России будут приняты все необходимые меры для производства двигательных партий, если будут инвестиции в постановку на производство такого объема двигателей, который сможет выйти на окупаемость – тогда за нами будет пальма первенства». При этом на «сложный переходный период в 5-6-7 лет» до выхода на необходимые объемы производства можно покупать необходимое оборудование в дружественных экономиках, но затем «наш технологический транспортный суверенитет должен базироваться на изделиях наших производств».

Говоря о возможностях производства низкооборотных судовых двигателей в России, Алексей Рахманов назвал основной проблемой отсутствие оборудования, необходимого для производства «столь специфичных больших решений», и низкие издержки на изготовление такого оборудования за рубежом: «Китайский производитель, который производит низкооборотные двигатели, свое производство заточил на 10 тысяч двигателей в год. Это очень много. Приблизительно столько, сколько потребляет за год весь мир».

Повысить конкурентоспособность и ценовую привлекательность российского судового комплектующего оборудования можно лишь обеспечив гарантированный заказ на суда с отечественной силовой установкой. Большой объем заказа на отечественное СКО позволит снизить цены, развернуть сервисные сети и выйти на конкурентоспособность на мировом уровне.

По словам главы ОСК, корпорация близка к тому, чтобы принять решение о выборе пути развития судовой пропульсии в ее периметре: «Нам надо проанализировать реалистичный объем закупок, планируемый нашими заказчиками, и из этого сделать вывод о наиболее оптимальных технологических решениях по пропульсии. Через неделю мы эту работу завершим и сможем дать вам пищу для размышлений, как же нам обеспечить технологический суверенитет и перейти к технологическому опережению в гражданском судостроении».

В своем приветственном слове Кирилл Липа обозначил, что судостроение является одним из наиболее перспективных направлений развития отечественной индустрии: «В Трансмашхолдинге внимательно относятся к требованиям, которые предъявляет отрасль, стремятся обеспечить судостроение качественными, надежными и экономичными двигателями. Изменяющиеся условия, в которых развивается наша страна, потребует ускоренного развития судостроительной отрасли, а значит – выпуска большого количества различных двигателей широкого мощностного диапазона.

Двигателестроительная школа на Коломенском заводе, который является частью ТМХ, существует 120 лет. В последние годы холдинг инвестирует существенные средства и в её развитие, и в модернизацию производства. С 2018 года на эти цели направлено более 12,5 млрд. рублей.

В результате проведенной работы ТМХ смог создать центры компетенций, позволяющие обеспечить производство двигателей, а значит и отечественные флоты различного назначения, ключевыми компонентами. Так, модернизация карельского предприятия «Петрозаводскмаш» позволила обеспечить производство блоков цилиндров двигателей, на Коломенском заводе созданы мощности для их механической обработки,- на этом же предприятии создано современное производство элементов топливной аппаратуры. ТМХ активно привлекает новых отечественных поставщиков, обеспечивая их работой и создавая новые кооперационные связи.

Фотографии