12 июля 2018 года на площадке АО «Технодинамика» состоялось первое заседание Комитета по металлургии и тяжелому машиностроению Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям». В центре внимания представителей отрасли оказалась одна из наиболее важных тем - «Формирование стратегии развития тяжелого машиностроения до 2020».
Президент Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям», Председатель Комиссии Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации Владимир Гутенев уже не раз отмечал мощный научно - производственный потенциал, которым исторически обладает отрасль тяжелого машиностроения России. Ее отличительной особенностью является способность к выпуску уникальных, супермощных крупногабаритных и высоконадежных машин и оборудования. При этом, несмотря на глобальный характер конкуренции и ограничения для отечественных производственных комплексов, российские машиностроительные предприятия сохранили экспортные возможности и имеют большой потенциал.
Для устойчивого роста в долгосрочной перспективе необходимо именно сейчас начать расширять присутствие на зарубежных рынках, используя образовавшееся преимущество по себестоимости. В этой связи одной из ключевых задач государства является стимулирование экспортной деятельности предприятий тяжелого машиностроения, обеспечивающих функционирование таких базовых отраслей экономики России, как горнодобывающая и металлургическая.
В своем вступительном слове Председатель Комитета по металлургии и тяжелому машиностроению, Советник Министра промышленности и торговли Российской Федерации, Генеральный директора ФГУП «ЦНИИчермет им. И.П. Бардина» Виктор Семенов отметил, что сегодня эти две основные базовые отрасли должны быть четко скоординированы. «Металлургия - это база всей нашей промышленности, а тяжелое машиностроение - это основной потребитель продукции. Цель создания нашего Комитета - координация отраслей: заказчиков и производителей продукции, что точно соответствует идеологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации», - подчеркнул Семенов.
В свою очередь начальник отдела развития горнорудной промышленности и тяжелого машиностроения Департамента станкостроения и инвестиционного машиностроения Минпромторга Александр Лебедев в своем выступлении обратил внимание на то, что в тяжелом машиностроении наблюдается постепенное возвращение объемов промышленного производства к уровню докризисного 2012 года. Стратегической целью развития крупнейшего сегмента тяжелого машиностроения России - сектора горно-шахтного оборудования - является повышение роли отечественных производителей, как на внутреннем, так и на мировом рынке. Целевыми показателями здесь являются снижение доли импорта до 15% и увеличение доли экспорта до 20%. Что же касается производства металлургического оборудования, то основной проблемой этого сектора является невозможность реализовать научно-технический потенциал из-за ориентации ряда потребителей на импортное оборудование. Ключевыми направлениями развития сектора металлургического оборудования, по словам Лебедева, являются значительное присутствие на внутреннем и мировом рынках и повышение конкурентоспособности продукции.
В целом, тенденции развития машиностроения до 2030 года будут обусловлены как спросом на продукцию отрасли, так и реализацией мероприятий, направленных на устранение ограничений развития отдельных секторов машиностроительного комплекса. Это будет способствовать технологическому перевооружению предприятий, увеличению объемов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на создание новых конкурентоспособных видов продукции, созданию новых и развитию действующих машиностроительных предприятий, в том числе совместных с зарубежными партнерами.
Для сохранения курса импортозамещения и развития отечественного машиностроения потребуется освоение целого ряда технически сложной продукции. В данном вопросе краеугольным камнем являются не столько технологии и производственные мощности, сколько время, требуемое на разработку и освоение производства продукции. Зачастую, при сложившейся ситуации на рынке заказчик не дает производителю этого времени и по результатам тендерных процедур продукция закупается у зарубежных производителей, где данный продукт уже поставлен на серийное производство.
Виктор Семенов подчеркнул, что на сегодняшний день технику российского производства активно покупают угольные компании. В то же время большинство горно-металлургических российских компаний, ориентированных преимущественно на разработку полиметаллических руд, пока предпочитают все-таки западные аналоги.
Учитывая, что крупнейшими заказчиками высокотехнологичной продукции являются предприятия с государственным участием, реализующие долгосрочные стратегии развития, данную проблему можно решить, разработав с крупнейшими заказчиками согласованных планов графиков освоения импортозамещающей продукции и заключения долгосрочных контрактов на ее поставку. Повышение конкурентоспособности продукции российского производства по отношению к импортным аналогам в совокупности с реализацией механизмов государственного регулирования рынка высокотехнологичных товаров, в том числе в части стимулирования спроса, приведет в конечном итоге к интенсификации процессов импортозамещения на внутреннем рынке по отдельным продуктовым сегментам.
В целом объем рынка горно-добывающего и горно-перерабатывающего оборудования в России составляет 140-150 млрд руб. в год. Несмотря на снижение объемов производства, доля отечественных производителей на рынке горно-добывающего оборудования выросла с 43% в 2013 году до 62% в 2017 году. Также в 2016-17 годах Минпромторгом были поддержаны многие машиностроительные предприятия горнопромышленного комплекса на общую сумму свыше 1 миллиарда рублей. Необходимо продолжить стимулирования развития высокотехнологичной базы и развития партнерства с крупными зарубежными игроками. В этой связи в 2017 году Минпромторг России разработал проект стратегии и развития экспорта продукции тяжелого машиностроения, где горно-шахтному оборудованию отводится важная роль.
Практически по всем ключевым сегментам потребителей тяжелого машиностроения к 2020 году и на перспективу до 2030 года ожидается рост рынка. Отечественные инжиниринговые, проектные и производственные предприятия имеют все необходимые возможности для участия в данных проектах со значительной локализацией инженерных решений, производством и поставкой технологического оборудования.
В ходе заседания были утверждены три заместителя председателя Комитета по металлургии и тяжелому машиностроению: Виктор Орлов, Генеральный директор АО «НПО «ЦНИИТМАШ», Александр Петров, Заместитель директора РФЯЦ-ВНИИТФ – директор филиала РФЯЦ-ВНИИТФ «Всероссийский электротехнический институт» и Борис Сивак, Первый заместитель генерального директора по науке, инновационному развитию и режиму АО АХК «ВНИИМЕТМАШ».
Подводя итоги заседания, все участники поддержали предложение Виктора Семенова обратиться к первому заместителю председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимиру Гутеневу создать при комитете Экспертный совет по металлургии и тяжелому машиностроению и провести его следующее заседание на производственной площадке г. Оренбурга в октябре 2018 г.