Самые острые вопросы разработки и внедрения профессиональных стандартов в промышленности, а также профессиональную ориентацию в системе социализации молодежи обсудили участники заседания Комитета по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, дорожно-строительному и коммунальному машиностроению Союза машиностроителей России, состоявшегося в «Рособоронэкспорте».
Заместитель Председателя Комитета, Вице-президент «Концерна «Тракторные заводы» Наталья Партасова, открывая заседание, подчеркнула, что кадровые вопросы являются решающими для развития отрасли, и данное заседание посвящено наиболее актуальным в данный период проблемам, стоящим перед машиностроителями. Напомним, с 1 июля 2016 года работодатели обязаны будут применять профессиональные стандарты, если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами. Таким образом, профстандарты станут обязательными с 1 июля 2016 года, но работа над многими из них еще продолжается: . «Наша задача – совместно выработать решения, которые позволят наиболее рационально осуществить переход на новые профстандарты. Разумеется, их появление обусловлено требованиями времени, возникновением новых профессий, но в то же время с внедрением профстандартов связано немало сложностей и противоречивых вопросов, которые предстоит урегулировать», - отметила Наталья Партасова, отметив, что площадка СоюзМаш России стала первой для общественного обсуждения проблемы перехода на новые профстандарты.
Подробно о проблемах внедрения профессиональных стандартов в обществах, находящихся под управлением Компании корпоративного управления «Концерн «Тракторные заводы», рассказала руководитель департамента кадровой оптимизации Светлана Коледова. В качестве одной из самых острых проблем Коледова обозначила несоответствие по ряду стандартов льготным пенсионным спискам. «По требованиям законодательства, мы должны переименовать ряд должностей в связи с переходом на новые профстандарты, но новые названия профессий не подтверждаются льготными списками, что вполне закономерно может вызвать отказ работников переводиться на должность, соответствующую требованиям новых профстандартов, но лишающую их права на льготную пенсию», - сказала она, отметив, что второй по значимости проблемой является ограничение возможностей по переименованию должностей, в частности, не предусматривающий дифференциации по уровню оплаты труда – к примеру, к ним относится профстандарт «Бухгалтер» и другие.
Ведущий юрист Департамента трудового права Института профессионального кадровика Александр Южалин, говоря о практических сложностях в процедуре внедрения профессиональных стандартов в промышленности, констатировал, что вариантов решения ряда вопросов попросту нет, и проблему возможно урегулировать исключительно на законодательном уровне.
Участники заседания Комитета в ходе обсуждения пришли к выводу, что рациональный переход на новые требования по применению профстандартов с 1 июля 2016 года невозможен. По их мнению, в данной ситуации наиболее логичным является обращение в Минтруд России с предложением установить переходный период сроком на 5-10 лет для приведения в соответствие базового уровня работников (принятых до 1 июля 2016 года), с требованиями профессиональных стандартов. Кроме того, участники заседания отметили важность усиления роли СоюзМаш России в процедуре экспертизы профессиональных стандартов в области машиностроения в части анализа набора и состава компетенций.
Второй тематический блок заседания был посвящен вопросам образования – повышению качества подготовки кадров для машиностроительной отрасли. В частности, руководитель Департамента по обеспечению деятельности комитетов и комиссий СоюзМаш России Наталья Попова презентовала основные кадровые проекты Союза, способствующие развитию интереса к машиностроению у детей, начиная с дошкольного возраста, и молодежи. Представитель СоюзМаш России призвала предприятия Концерна подключаться к участию в этих проектах. В первую очередь, это фестиваль «От винта!», профильные школьные олимпиада «Звезда», мероприятия в рамках проекта «Работай в России», Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего» и многое другое.
Кроме того, участники заседания обсудили вопросы повышения эффективности подготовки инженерных кадров для машиностроительных предприятий регионов, опыт частно-государственного партнерства и т.д. В ходе обсуждения вопросов образовательного блока было принято решение об обращении в Минобрнауки с предложением о включении в направление подготовки бакалавров и магистров определенных групп специальностей - «Машиностроение» перечень приоритетных направлений. Особо отметили необходимость развития научно-технического творчества молодежи в системе подготовки инженерных кадров, в том числе, через привлечение детей через увлекательные занятия в специализированных центрах, одним из которых, в частности, является чебоксарский «Музей истории трактора».
Напомним, что Союз машиностроителей России, Председателем которого является генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, уделяет огромное внимание работе над вопросами, важными для развития машиностроительной отрасли. Как отмечает Первый зампред Думского Комитета по промышленности, Первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев, в структуре Союза машиностроителей России – около 30 Комитетов и Комиссий по отраслевым направлениям, которые ведут активную деятельность по защите интересов представителей сообщества машиностроителей.