Во вторник, 28 марта, состоялось заседание Подгруппы по вопросам мобилизационной подготовки в сфере экономики Рабочей группы по обеспечению взаимодействия органов публичной власти и организаций по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации, социальной и правовой защиты граждан Российской Федерации, принимающих участие в специальной военной операции, и членов их семей при поддержке Комитета по транспортному машиностроению Союза машиностроителей России. Темой обсуждения стало использование композитных материалов в транспортном машиностроении.
В мероприятии приняли участие первый вице-президент Союза машиностроителей России, глава Комитета Госдумы по промышленности и торговле, председатель Подгруппы «Мобилизационная подготовка в сфере экономики» Владимир Гутенев, председатель Комитета по транспортному машиностроению, член Бюро СоюзМаш, генеральный директор АО «Трансмашхолдинг» Кирилл Липа, руководители и специалисты организаций-членов Объединения производителей железнодорожной техники: АО «Трансмашхолдинг», АО «Уралвагонзавод-Транс», АО «ЭЛАРА», ООО «НПП АпАТэК», ООО «МИГ «КТЗ», ООО «КСК» и др.
Владимир Гутенев в своем выступлении сообщил, что композитные материалы активно применяются в автомобильном, с/х, железнодорожном машиностроении, строительном секторе, а также в ветроэнергетике, кораблестроении, авиационной технике.
Он подчеркнул, что к 2030 году ожидается высокий рост применения композитных материалов в ветроэнергетике, БЛА, гражданской продукции. Также он отметил следующие проблемы при производстве композитных материалов в России: недостаток российского сырья для композитов, отсутствие отечественного оборудования.
Генеральный директор АО «ЮМАТЕКС» Александр Тюнин отметил, что сегодня рынок композитов составляет 100 млрд долларов (12,1 млн. т), около 25 % приходится на транспортную отрасль. Рост применения композитных материалов в железнодорожном транспорте составляет 8 %.
Генеральный директор ООО «НПП АпАТэК» Андрей Ушаков отметил вопросы ускоренной сертификации, в основе которой следующая проблема: традиционные материалы и связанные с ними процедуры обоснования безопасности не применимы к композитам, что является особенностью композитных материалов.
Глава «НПП АпАТэК» сообщил, что сформировалась парадигма обеспечения безопасности конструкций из композитов, которая направлена на снижение себестоимости продукции минимум в 2-3 раза по сравнению с достигнутым уровнем. Она также направлена на то, чтобы весь период разработки конструкций не превышал более 2 лет, включая разработку материалов. В целом был решен вопрос обоснованности данного подхода в рамках деятельности ООО «НПП АпАТэК».
Также была отмечена необходимость использования в качестве критерия применения конструкций из ПКМ стоимость владения обьектом в течение жизненного цикла, которая при возможно более высокой цене продукции из ПКМ на этапе закупки существенно ниже совокупной стоимости владения объектов, изготовленных из традиционных материалов.
В свою очередь Кирилл Липа подчеркнул, что все виды пассажирского транспорта растут темпами, превышающими среднеотраслевые. Он также сообщил, что существует значительный потенциал по применению композитных материалов. Основной задачей на сегодняшний день является расширение объема и концентрация спроса по неким стандартным подходам к определению видов материалов и приемлемых технологий в работе.
В завершении заседания Кирилл Липа поблагодарил участников за активную работу, а также призвал их направлять свои предложения в адрес Комитета.