Развитие авиационной промышленности в России будет напрямую зависеть от транспортной инфраструктуры страны и пространственного распределения населения, считают эксперты Союза машиностроителей России и Лиги содействия оборонным предприятиям. Совместное заседание комитетов и комиссий двух организаций состоялось в рамках деловой программы Международного авиационно-космического салона МАКС-2019.

По мнению заместителя гендиректора НИЦ «Институт имени Н.Е.Жуковского» Владислава Клочкова, наступило время тесной интеграции авиатранспортной системы и авиационной промышленности. Облик перспективных летательных аппаратов будет напрямую зависеть от запросов транспортной инфраструктуры. В особенности с учетом поставленной президентом России задачи снижать долю перевозок через московский транспортный узел и увеличивать долю прямых перевозок между регионами.

«По поручению президента не менее половины перевозок должны выполняться напрямую между регионами России. В таком случае мы увидим, что структура парка воздушных судов была бы совершенно другой. Были бы гораздо более востребованы воздушные суда меньшей вместимости. Таким образом, если мы будем видеть другую транспортную сеть, другую пространственную организацию страны, то, соответственно, нам понадобится совершенно иной парк воздушных судов, потребуются, строго говоря, иные технологии, на которых он базируются», - отметил Клочков.

В нынешних условиях создание зрелого научно-технического задела для решения подобных задач сильно затруднено, поскольку большинство научно-исследовательских работ носят узкодисциплинарный характер. Необходимо формирование комплексных проектов с высоким уровнем интеграции. Сегодня такими проектами могут стать «электрические» самолеты с гибридными силовыми установками, сверхзвуковые деловые самолеты и высокоинтеллектуальные беспилотники.

Критически важно также определить место прикладной науки, как эффективного трансфера между фундаментальным знанием и наукоемкой промышленностью. Принятие нового закона о науке должно поспособствовать решению этой задачи.

Создание новых летательных аппаратов – значимый процесс, но не менее существенной является их эффективность, убежден заместитель председателя комиссии по развитию аэронавигационной системы Союза машиностроителей России, заместитель генерального директора по научной работе и развитию ОАО «Азимут» Виктор Соломенцев.

«Если летательный аппарат будет летать по неэффективным траекториям, и не будет эффективно использоваться воздушное пространство, то авиакомпании будут нести убытки, а мы будем платить лишние деньги за билеты. Поэтому авионика и организации воздушного движения становятся ключевыми с точки зрения эффективности использования летательных аппаратов», - подчеркнул Виктор Соломенцев.

Кроме того, отметил эксперт, существенное значение имеет синхронизация бортовой и наземной аэронавигационных систем. Она поможет развить новые способы организации воздушного пространства и планирования траекторий полетов, что особенно важно в условиях роста разработок по беспилотной тематике.

Эксперты в ходе заседания обсудили возможности сотрудничества между профильными организациями и развития отечественной гражданской авиации в контексте глобальных трендов. Предложения будут обобщены и направлены для проработки в адрес профильных министерств и ведомств.

Международный авиационно-космический салон МАКС-2019 проходит с 27 августа по 1 сентября 2019 года в подмосковном Жуковском на аэродроме Летно-исследовательского института им. М.М.Громова. Союз машиностроителей России проводит на авиасалоне ряд мероприятий деловой программы. Входящий в Союз российский спецэкспортер АО «Рособоронэкспорт» пригласил на МАКС-2019 пригласил 120 делегаций из 65 стран мира. Среди экспонентов авиасалона большинство предприятий-членов СоюзМаш России.

Фотографии