В рамках круглого стола «Парк сельскохозяйственной техники: состояние и перспективы развития», проходившего в Москве в рамках деловой программы агропромышленной выставки «Золотая осень», члены Комитета по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению при Бюро ЦС Союза машиностроителей России затронули тему расширения использования сельскохозяйственной и иной техники, работающей на газомоторном топливе (ГМТ).
Участники Круглого стола отметили, что тема перевода сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо, способствующего значительной экономии средств при проведении сельхозработ, становится все более актуальной. Правительством РФ предпринят ряд шагов по внедрению системы мер государственной поддержки и развитию этого направления в сфере сельхозмашиностроения. «Это направление не только актуально, но и экономически выгодно и перспективно, - отметила заместитель председателя Комитета, вице-президент Концерна «Тракторные заводы» Наталия Партасова. – Эффект от перевода техники на ГМТ уже успели оценить в жилищно-коммунальном хозяйстве и автотранспортные компании». Кстати, потребителям такой техники государство субсидирует 30% ее стоимости.
Меры государственной поддержки действует и в области сельскохозяйственного машиностроения. Так, в прошлом году, Правительством РФ было принято важное политическое решение, отраженное в Постановлении № 757, стимулирующее перевод техники на газомоторное топливо, прежде всего, на метан и сжиженный газ.
В качестве примера Наталия Партасова привела положительный опыт Владимирской области - СПК «Шихобалово», который перевел всю технику, 24 единицы автотранспорта и 6 тракторов, на газомоторное топливо. Затраты, связанные с переводом всей техники на более экономичное топливо, окупились за 1 год и 7 месяцев.
Кроме Владимирской области, наиболее подготовленными регионами для апробации перевода сельхозтехники на газомоторное топливо являются Республика Татарстан и Краснодарский край, где уже готовятся к реализации соответствующие пилотные проекты.
Вместе с тем, отметили участники Круглого стола, для расширения практики перевода техники на ГМТ в большинстве остальных регионов России необходимо решить ряд задач, в первую очередь, связанных с созданием инфраструктуры. Для этого необходимо объединить усилия всех заинтересованных сторон – единого оператора «Газпром газомоторное топливо», Министерства транспорта, производителей соответствующей техники - Концерна «Тракторные заводы» и ЗАО «Петербургский тракторный завод».
Кроме того, необходимо внести и изменения в нормативную базу, которая отстает от сегодняшних требований. В частности, отсутствует межгосударственный стандарт, нет опыта по сертификации техники, требует корректировки технический регламент по безопасности сельскохозяйственных тракторов. Невозможно пока и проведение испытаний.
В целом, результативность программы по переводу сельхозтехники на газомоторное топливо будет зависеть от государственной поддержки и сосредоточения сил тех, кто заинтересован во внедрении новой экономичной технологии, заявила Наталия Партасова.
По словам ззаместителя генерального директора ОАО «Росагролизинг» Натальи Зудиной, «Росагролизинг» поддерживает выход на рынок новой сельхозтехники и продвижение востребованной энергонасыщенной сельхозтехники, например, современного отечественного трактора «Агромаш 85ТК», занимающего ведущие позиции в сегменте тракторов малой мощности.
По итогам заседания участники «круглого стола», среди которых были заместитель директора Департамента научно-технологической политики и образования Министерства сельского хозяйства РФ Павел Бурак, академик РАН, директор ФГБНУ ГОСНИТИ Вячеслав Черноиванов, руководители производственных, научных и учебных учреждений отрасли, договорились подготовить итоговый документ, который предполагается направить в заинтересованные федеральные и региональные органы власти.
Напомним, Комитет при Бюро Центрального совета Общероссийской общественной организации Союз машиностроителей России по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному, дорожно-строительному машиностроению (Комитет) был создан 3 апреля 2008 года и является постоянно действующим консультационно-совещательным органом при Бюро Центрального совета Союза машиностроителей России.
Основной целью деятельности Комитета является содействие обеспечению совершенствования механизмов правового, нормативного, административного и рыночного регулирования деятельности отраслей машиностроительного комплекса, обеспечивающих развитие отечественного тракторного, сельскохозяйственного, лесозаготовительного, коммунального, дорожно-строительного, машиностроения, а также консолидированная выработка программ по развитию указанных отраслей машиностроительного комплекса и осуществление координации и своевременного контроля эффективности их реализации
Отметим, что Союз машиностроителей России, Председателем которого является генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, уделяет огромное внимание работе над вопросами, важными для развития машиностроительной отрасли. Как отмечает Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев, в структуре Союза машиностроителей России – около 30 Комитетов и Комиссий по отраслевым направлениям, которые ведут активную деятельность по защите интересов представителей сообщества машиностроителей.