На заседании Комитета по развитию кооперации и локализации производства в автомобильной промышленности Союза машиностроителей России представители предприятий автопрома обсудили варианты расширения степени локализации и усовершенствование алгоритмов работы потребителей и производителей автокомплектующих.
И.о. Председателя Комитета по развитию кооперации и локализации производства в автомобильной промышленности Союза машиностроителей России, Вице-президент по внешним связям и взаимодействию с акционерами ПАО «АвтоВАЗ» Эдуард Вайно отметил, что вопросы, связанные в целом с ситуацией в экономике и конъюнктурой рынка, колебания курса валют отражаются на развитии отрасли, и, в частности, на себестоимости продукции. «В последнее время мы наблюдаем позитивные тенденции на рынке. Естественно, это будет влиять на объем производства автомобилей и отразится на объемах и планах производителей автокомпонентов. Год будет непростым, главное – что наметился позитивный тренд», - выразил мнение Вайно.
«Как мы и прогнозировали, в этом году есть рост на автомобильном рынке, доля российских автопроизводителей увеличивается. Важность работы с российскими производителями автокомплектующих, которые способны создавать качественную продукцию, все более возрастает. Именно на усовершенствование схем взаимодействия поставщиков и потребителей автокомпонентов направлены наши совместные усилия. Мы должны быть готовы к тому, что рынок будет и дальше расти», - прокомментировал Первый зампред Думского Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, Первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев.
Вице-президент по закупкам Ford Sollers Роб Харрисон, возглавляющий Подкомитет по взаимодействию с поставщиками, выступил с докладом о промежуточных итогах работы Подкомитета. Так, в числе приоритетов автопроизводители выделяют меры налоговой поддержки, оптимизации валидационных затрат, стимулирования, инвестиционной деятельности, поддержки запуска производства и т.д. Харрисон отметил, что список приоритетных мер поддержки развития локализации разработан совместными усилиями автопроизводителей и поставщиков, и предложен посредством СоюзМаш России к рассмотрению в качестве основных направлений программы господдержки локализации после завершения действия декрета 166. Меры, предложенные членами Подкомитета, направлены на ускорение локализации и развитие отрасли сроком от 5 лет.
«Все это позволит повысить конкурентоспособность российской автоиндустрии на глобальном уровне. Это один из основных приоритетов, которые должны быть у нас. Существующие меры поддержки в какой-то момент будут отменены, и автомобильная промышленность должна показать себя как самодостаточная отрасль. Причем автопром должен быть конкурентоспособен в глобальной системе поставок. Когда мы достигнем этого – сможем сказать, что мы развитая структура поставщиков и производителей, и таким образом мы выполним свою цель», - считает Роб Харрисон.
Отметим, что членами Подкомитета являются такие компании, как ООО «Форд Соллерс», ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус», Закупочная организация АВТОВАЗ-RENAULT-NISSAN (ARNPO), ПАО «АвтоВАЗ», ПАО «КаМАЗ», ООО «ПСМА Рус», ПАО «ГАЗ». А также представители поставщиков комплектующих – «ГМБХ», ООО «Роберт Бош», АООО «НПЦ «Пружина», ООО «МАНН+ХУММЕЛЬ» и другие.
Начальник управления по локализации закупок альянса и экспорта в ARNPO Денис Чирков рассказал о локализации на примере реальных и планируемых показателей ARNP. В частности, он акцентировал внимание на принципе «Монозакури», который позволяет сократить расходы на производство автомобилей за счет использования более простых деталей, максимально глубокой локализации, замены материалов и т.п..
Начальник управления по работе с инвесторами АО «ОЭЗ ППТ «Тольятти» Алена Мезина сообщила, что особая экономическая зона «Тольятти», а также резиденты определенным образом реагируют на происходящие изменения в экономической и политической ситуации. «Компании из автомобильной отрасли заняли выжидательную позицию и сейчас менее активно принимают решение о локализации своих производств, нежели три года назад», - сказала она, отметив, что те производители компонентов, которые уже взяли на себя обязательства по локализации, но не приступили к строительству, вынуждены корректировать графики реализации своих проектов, а некоторые отказываются от первоначальных планов.
«Если говорить о тех резидентах, которые запустили свое производство у нас на площадке, то они чувствуют себя достаточно уверенно. Повысить эффективность своих предприятий они смогли за счет работы на экспорт. На сегодняшний день примерно 20% от произведенной продукции в ОЭЗ отправлено за рубеж», - сказала она, отметив, что управляющая компания планирует развивать два основных направления: проработать возможность стимулирования экспорта для действующих в ОЭЗ производств, а также решать вопросы привлечения новых инвесторов. «При этом мы предлагаем использовать особые экономические зоны как инфраструктурную поддержку процесса импортозамещения», - отметила Мезина.
Напомним, что в ОЭЗ «Тольятти» зарегистрировано 18 компаний-резидентов, половина из них – с участием иностранного капитала. Общий объем заявленных инвестиций превышает 23 млрд рублей. Шесть предприятий уже выпускают продукцию у нас на площадке. Пять из них – это производители автокомпонентов.
Генеральный директор Ассоциации предприятий машиностроения «Кластер автомобильной промышленности Самарской области» Андрей Крайнов рассказал о работе над решением вопросов локализации в рамках рабочей группы, в процессе которой удалось найти нестандартное решение для РФ: «Мы сформировали торговую карту по локализации - альянс с локальными поставщиками. В этой дорожной карте сегодня указан 61 перспективный поставщик изделий, которые могут быть локализованы на территории РФ, в частности, в Самарской области. Эту карту утвердили совместно с «АвтоВАЗом» и правительством Самарского региона», - сказал Крайнов. Представитель Самарского региона добавил, что по каждому поставщику ведется работа над отдельными детальными дорожными картами.
Напомним, Союз машиностроителей России, Председателем которого является генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, уделяет огромное внимание работе над вопросами, важными для развития машиностроительной отрасли. Как отмечает Первый зампред Думского Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, Первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев, в структуре Союза машиностроителей России – около 30 Комитетов и Комиссий по отраслевым направлениям, которые ведут активную деятельность по защите интересов представителей сообщества машиностроителей.