Экспертный совет Комитета Госдумы РФ по промышленности и торговле по науке и подготовке кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности под председательством ректора Московского авиационного института, академика РАН, члена Бюро СоюзМаш России Михаила Погосяна в рамках форума «Армия-2024» провёл круглый стол на тему «Подготовка нового поколения специалистов для кадрового обеспечения развития беспилотной авиации».
В приветственной речи Михаил Погосян отметил стремительное развитие индустрии БАС и растущий вместе с ней кадровый голод. В частности, специалистов, которые будут проектировать услуги с использованием БАС и комплексных цифровых систем, а также нехватку внешних пилотов беспилотных воздушных судов.
Ректор МАИ напомнил, что правительство страны утвердило Стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года, в число ключевых направлений которой вошли подготовка кадров и фундаментальные и перспективные исследования в сфере БАС. Эти задачи необходимо решать в кратчайшие сроки. Также Михаил Погосян подчеркнул, насколько важно обучать выстраиванию грамотных бизнес-стратегий каждого специалиста по БАС, ведь экономическая составляющая является неотъемлемой частью развития индустрии.
«Я считаю, что реализация федерального проекта «Кадры для беспилотных авиационных систем» — это вызов для индустрии и для системы образования», — заключил Михаил Погосян.
Согласился с данной позицией заместитель директора Центра компетенций по БАС АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035» Алексей Степанов. При этом он заметил, что упор необходимо делать не только на обучение на базе вузов, но и на популяризацию направления среди юного поколения благодаря различным активностям. В частности, проводя регулярные спортивные соревнования по БАС.
В числе прочего Алексей Степанов отметил, что уникальность национального проекта «Беспилотные авиационные системы» заключается в сплочённой работе образовательных организаций, органов власти, компаний и предприятий, заинтересованных в сотрудничестве с комплексными специалистами по БАС. Только в кооперации, по его мнению, можно достичь большого прогресса.
Президент Ассоциации авиационных учебных центров, директор АУЦ МАИ Наталия Шовгеня, в свою очередь, напомнила о том, что основная работа по решению задачи подготовки кадров для отрасли БАС ведётся с 2023 года. Однако, несмотря на тщательную разработку программ подготовки для будущих специалистов, она указала на невозможность их внедрения с соблюдением действующего профессионального стандарта из-за ряда несостыковок в законах — их выявила рабочая группа по разработке нового образовательного стандарта по БАС, куда входят и представители МАИ. Главная проблема, по словам спикера, заключается в том, что некоторых профессий официально не существует. Например, внешнего пилота БВС 30+.
«Для реализации профессионального стандарта необходимо пересмотреть перечень профессий и должностей служащих, чтобы данная профессия появилась. Чтобы не было двойного прочтения нормативных документов», — выступила с инициативой Наталия Шовгеня.
Также спикер обратила внимание на то, что, согласно одним нормативам, стать внешним пилотом БАС может человек, окончивший школу, но согласно другим законам, человеку с отсутствием профильного образования осваивать эту сложнейшую профессию не представляется возможным. Ещё одно расхождение было выявлено при определении уровня подготовленности внешнего пилота БВС. Так, например, в некоторых документах речь идёт о специалисте третьего уровня квалификации, хотя на деле сложность освоенной компетенции — это пятый и шестой уровни квалификации. Ведь именно пилот принимает решение практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений, в частности о выполнении полета, а значит, с этого момента на его плечи возлагается огромная ответственность за последствия полёта того или иного аппарата, воздушного судна.
Между тем, остро стоит и вопрос подготовки пилотов-инструкторов. Для них тоже необходима отдельная образовательная программа с повышенными требованиями из-за большой возлагаемой ответственности, подчеркнула Наталия Шовгеня.
«Также мы считаем, что имеет смысл готовить пилотов не на конкретный тип воздушного судна, а на вид, так как линейка воздушных судов будет постоянно расширяться», — добавила эксперт, резюмируя вышесказанное.
Присутствовавшие на круглом столе депутаты Госдумы поддержали изложенные инициативы. Так, Александр Спиридонов отметил важность популяризации БАС среди молодёжи путём вовлечения в спортивную деятельность: «Мы сами в детстве сначала любили запускать в воздух различные модельки, а потом, повзрослев, шли учиться в профильный вуз и работать инструкторами. Здесь та же история. Важно продвигать эту инициативу. Потому что спорт — это интересно, это увлекает».
Депутат Госдумы Владимир Иванов, в свою очередь, поддержал тезисы, изложенные Михаилом Погосяном и Наталией Шовгеней о важности пересмотра разработанных нормативов и возможном создании принципиально новых законов. При этом он добавил, что уже сегодня необходимо задуматься и о подготовке специалистов по БАС для Минобороны, МЧС и Росгвардии. Парламентарий подчеркнул, что профессионалы должны решать не только сложнейшие стратегические военные задачи, но и работать на благо гражданского общества.