21 декабря 2011 года состоялось совместное заседание Межкомиссионной рабочей группы Общественной палаты Российской Федерации по вопросам модернизации промышленности, Общественного совета при министерстве промышленности и торговли РФ и Союза машиностроителей России «Вопросы ценообразования на продукцию военного назначения». От СоюзМаш России на мероприятии присутствовали представители Комитетов по оборонной промышленности, авиационной и ракетно-космической промышленности, приборостроению, системам управления, электронной и электротехнической промышленности, Комиссии по налоговой политике в промышленности.
В ходе мероприятия были обсуждены наиболее актуальные вопросы ценообразования на продукцию военного назначения, в том числе вопрос формирования твердой цены на ОКР, продукцию с длительным циклом изготовления и внедрения системы «20+1%», структура цен на продукцию военного назначения, отсутствие современной законодательной базы, отвечающей интересам промышленных предприятий оборонного комплекса и другие темы.
К сожалению, в очередной раз Министерство Обороны РФ проигнорировало возможность прямого диалога с промышленниками. Отсутствие на острых дискуссиях в Общественной палате представителей от военного министерства становится безрадостной традицией.
Открывая совместное заседание, председатель Комитета по оборонной промышленности Союза машиностроителей России, генеральный директор ОАО «Концерн «Созвездие»» Азрет Беккиев сказал: «Вот уже года три тема ценообразования продукции военного назначения является приоритетной у руководителей предприятий ОПК. И за эти годы, не побоюсь этого слова, нами сделано очень многое. Минобороны как бы оно не пыталось отмахнуться от этого вопроса, приходиться идти на уступки»
На мероприятии с докладом на тему «Проблемные вопросы ценообразования на продукцию военного назначения» выступил председатель Комитета по авиационной и ракетно-космической промышленности Союза машиностроителей России, президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Михаил Погосян. Особенно он заострил внимание участников на проблеме создающей предпосылки к снижению рентабельности производства - фиксированной цены на продукцию. В частности нерентабельным становится выполнение работ предприятиями по дефектации техники и оборудования.
«Мы считаем, что крайне важным является учет конкретных видов затрат при формировании себестоимости продукции для различных производств оборонного комплекса. Министерство обороны, руководствуясь существующими нормативными документами, не принимает затраты на спецоборудование в случае проведения работ НИОКР, не принимает авторское сопровождение производства, необходимого для управления качеством, не принимает страховые взносы по различным видам страховании. Мы совместно с моими коллегами готовы принять участие в работе по внесению правок в имеющуюся законодательную базу, которые бы позволили найти более эффективные пути реализации гособоронзаказа» - подчеркнул Михаил Погосян.
В своем докладе «Проблемы взаимоотношений головных исполнителей и участников кооперации при формировании цены на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» заместитель начальника управления Федеральной службы по оборонному заказу Владимир Алымов уделил особое внимание законодательным мерам в области формирования цены на продукцию военного назначения. В частности он остановился на Федеральном законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ, положении о ведении реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной техники, порядке формирования цен и определения затрат производителей.
По наиболее актуальным тезисам, представленным в докладах выступивших участников заседания состоялась дискуссия.
Своим возмущением по поводу учета затрат предприятий поделился председатель Московского регионального отделения Союз Машиностроителей России, заместитель генерального директора ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ»» Василий Лапотько. Он предупредил: «Распоряжения департамента ценообразования Минобороны будут препятствовать инвестициям в убыточные оборонные компании, государству придется сделать их казенными предприятиями».
Заместитель начальника Департамента экономики ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» Ольга Ганиева также отметила, что официальные дефляторы (показатели, на которые в течение года можно повысить оплату гособоронзаказа из-за инфляции) по госпрограмме вооружений составляют, например, в 2016 г. 2,5% при прогнозируемой ЦБ инфляции в 5%.
Свои опасения по поводу того, что отсутствие понимания между всеми сторонами может привести к срыву гособоронзаказа выразил директор Департамента развития оборонно-промышленного комплекса Министерства промышленности и торговли РФ Сергей Довгучиц.
В дискуссии также приняли участие: председатель Комитета по приборостроению, системам управления, электронной и электротехнической промышленности Союза машиностроителей России, генеральный конструктор ОАО "РПКБ" Гиви Джанджгава, председатель Татарстанского регионального отделения СоюзМаш России генеральный директор ФГУП «ПО «Завод имени Серго»» Радик Хасанов, член Бюро Правления Союза машиностроителей России, генеральный директор ФГУП НПП «Базальт» Александр Рыбас.
Член Бюро Центрального Совета Союза машиностроителей России, член Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Олег Бочкарев подводя итоги совместного заседания, отметил, что промышленникам ОПК нужно в первую очередь думать об объединении для защиты собственных интересов в сфере ценообразования и СоюзМаш России может стать системным органом в диалоге с Министерством обороны РФ.
«В ходе сегодняшнего заседания у российской промышленности проявился неприятный симптом. Правовой нигилизм ни к чему хорошему не приведет. Промышленникам необходимо объединить свои усилия и если нужно создать некий орган, для продуманного диалога с Минобороны. Пока он не будет создан все попытки вести серьезные разговоры с военными будут тщетны» - подчеркнул Олег Бочкарев.