Гармонизация вопросов технического регулирования, стандартизации, аккредитации и сертификации продукции предприятий машиностроительной отрасли в странах Таможенного союза и Единого экономического пространства – данные темы были тщательно проработаны участниками прошедшего в «Рособоронэкспорте» расширенного заседания Комиссии по стандартизации и техническому регулированию и Комитета по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению при Бюро ЦС Союза машиностроителей России в рамках Координационного совета по развитию машиностроения Таможенного союза.
Следует отметить, что в качестве гостей на мероприятии присутствовали представители Сирийско-Арабской республики, которая готова работать на нашем рынке, сотрудничая с Россией во всех сферах. Первый секретарь Посольства Сирийско-Арабской республики Джамал Наджиб выразил благодарность за приглашение посетить заседание, отметив, что темы, заявленные участниками мероприятия, очень важны, так как имеют актуальность и для Сирии, и пообещал передать все обозначенные вопросы и темы сирийским специалистам.
Во вступительном слове председатель Комиссии по стандартизации и техническому регулированию Алексей Шалин подчеркнул необходимость единообразия процедур стандартизации и аккредитации, от которых зависит эффективное функционирование предприятий стран Таможенного союза. Он обратился к участникам заседания, предложив вести общение в формате живого диалога, так как именно на заседании у представителей машиностроительных предприятий со всех регионов России есть реальная возможность обсудить свои проблемы не только с коллегами, но и донести свою точку зрения до представителей различных ведомств.
Участники заседания обсудили целесообразность создания единого реестра межгосударственных стандартов для целей обязательной оценки соответствия в Евразийском экономическом союзе, Ассоциации органов по аккредитации государств – членов ЕАЭС и определения зоны ее компетенции, о выработке единой методологической основы создания стандартов для оценки соответствия и другое.
Заместитель директора Департамента промышленной политики ЕЭК Александр Готовский в своем выступлении сделал акцент на необходимости «подтянуть» существующие стандарты к международным нормам, отметив, что стандартизация должна базироваться на лучших мировых практиках.
Очень эмоциональным было выступление Вице-президента Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Марины Блудян, выступившей в защиту более активного внедрения инноваций, которые, к сожалению, мало совместимы со стандартами. Она поблагодарила коллег, ранее высказавших аналогичную точку зрения, и привела ряд аргументов в пользу того, что стандарты должны носить рекомендательный, а не обязательный характер, иначе они будут замедлять процесс развития, препятствуя внедрению новых технологий. Это тема вызвала активное обсуждение, не оставив равнодушными никого из участников.
Представитель Концерна «Тракторные заводы» Алексей Кульчицкий поднял тему сертификации и создания безопасных условий работы с газомоторной техникой, при использовании которой достигается значительный экономический эффект.
Кроме того, в ходе заседания были затронуты проблемы провоза через таможню запчастей и комплектующих, а также некое несоответствие стандартов в странах Таможенного союза, некоторые парадоксальные ситуации, связанные с деятельностью структур по сертификации на территории Казахстана, Белоруссии и России, проблемы несоответствия ряда предприятий необходимым критериям и т.д.
«Совещание продемонстрировало, что все рассмотренные вопросы актуальны, необходимы, и их решение должно быть ускорено для того, чтобы предприятия все же начали создавать прорывные инновационные технологии, и чтобы им не мешала излишняя стандартизация, обязательные требования. Требования должны быть гибкими и добровольными, и появляться адресно к каждому случаю, а также иметь доказательную базу, что в данном случае эти требования выполнены. Будем работать в этом направлении», - прокомментировал итоги заседания председатель Комиссии Алексей Шалин.
Напомним, что Союз машиностроителей России, Председателем которого является генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, уделяет огромное внимание работе над решением вопросов, важных для развития машиностроительной отрасли. Как отмечает Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев, в структуре Союза машиностроителей России - более 20 Комитетов и Комиссий по отраслевым направлениям, которые ведут активную деятельность по защите интересов представителей сообщества машиностроителей.