В Объединенной авиастроительной корпорации (ПАО «ОАК» входит в Госкорпорацию Ростех) состоялось совместное заседание Экспертного совета Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле и Комитета по авиационной промышленности Союза машиностроителей России. Руководители отрасли, законодатели и представители профильных ведомств обсудили вопросы обеспечения авиационной промышленности кадрами, а также лучшие практики сохранения и развития кадрового потенциала предприятий.
В ближайшие годы перед авиационной промышленностью стоят масштабные задачи — увеличение выпуска в рамках гособоронзаказа и выход на высокосерийное производство гражданских самолетов. В связи с ростом объемов производства, предприятиям ОАК к 2030 году потребуется нарастить численность основных производственных рабочих почти на треть.
«Для обеспечения самолетостроения кадрами отрасли необходима помощь на всех уровнях, — заявил генеральный директор ПАО «ОАК», вице-президент СоюзМаш России Юрий Слюсарь, обращаясь к депутатам Госдумы.
Проблема особенно актуальна для регионов Сибири и Дальнего Востока, где расположены самые крупные и загруженные предприятия ОАК. Юрий Слюсарь привел в пример советский опыт, когда молодых людей, переезжавших работать в отдаленные регионы, привлекали уровнем зарплат — в два раза выше, чем в центре страны. Сегодня они фактически уравнены. Поэтому необходимы особые меры, в том числе на законодательном уровне, для создания более привлекательных условий и удержания работников.
При этом на рынке труда существует дефицит рабочей силы. По словам директора по персоналу ПАО «ОАК» Любавы Шепелевой, в некоторых регионах — Казани и Ульяновске — потребность авиационных предприятий в кадрах превышает общую численность незанятых и безработных граждан. «Даже если трудоустроить всех безработных, мы все равно будем иметь дефицит сотрудников. Например, кадровая потребность Авиастара — более 3,5 тысяч человек, а количество незанятых и безработных — на уровне 2,3 тысяч человек. Также стоит учесть, что в авиастроении требуются высококвалифицированные специалисты», - сказала она.
С проблемой дефицита кадров столкнулись многие промышленные предприятия. Сегодня на рынке труда обострилась конкуренция за работников. Работодатели решают проблему, предлагая более привлекательные условия по заработной плате и социальному пакету.
Актуальный вопрос и подготовки кадров. Стандартные программы обучения не учитывают специфику конкретных предприятий и использование новых производственных технологий. Работодатели вынуждены заниматься обучением новых сотрудников прямо на производстве. Это потеря времени, а иногда и неоправданные вложения, если работник после обучения решает не оставаться на производстве.
В свою очередь депутат Госдумы Сергей Гаврилов рассказал об опыте Воронежской области в сфере профориентации. Студенты и школьники из крупных районных центров централизованно посещают с экскурсиями промышленные предприятия, в том числе Воронежский авиазавод.
Вместе с тем, Государственная корпорация «Ростех» и ее организации активно выстраивают систему подготовки как рабочих кадров с мультиквалификацией, так и инженеров нового поколения в интересах ключевых отраслей. Учебные программы трансформируются с учетом требований работодателей, подготовка как в СПО, так и в вузе носит практикоориентированный характер (до 70% практики для рабочих специальностей во время обучения, трудоустройство на предприятия с 1 курса – для студентов-инженеров). В рамках образовательно-профессиональных треков «Крылья Ростеха», «Код Ростеха», «Ростех.Биотехмед», «Ростех.Качество» с сентября 2024 года в интересах организаций Корпорации будут обучаться порядка 1800 человек, по рабочим специальностям в интересах предприятий Корпорации в настоящее время обучается более 3 000 человек, в том числе в рамках федерального проекта «Профессионалитет» и на базе 5 производственно-учебных центров Корпорации. Корпорация и ее организации заинтересованы во внедрении инструментов целевого обучения на уровне СПО с обязательным трудоустройством на предприятия по аналогии с системой целевого приема, используемой в рамках высшего образования. Такая инициатива могла бы стать частью проводимых Правительством РФ изменений по линии СПО и высшего образования и одним из мероприятий в рамках Национального проекта «Кадры».
Директор по управлению персоналом Госкорпорации Юлия Цветкова особо отметила риск невыполнения поставленных перед организациями ОПК государственных задач по линии кадрового обеспечения, если с мая 2024 года вступит в силу новая редакция Постановления Правительства РФ о целевом обучении. В настоящее время закрытый характер деятельности организаций ОПК предполагает особые условия заключения договора о целевом обучении с абитуриентами, включая такие обязательные меры и критерии, как успешное прохождение абитуриентом собеседований с работниками кадровой службы и проверочных мероприятий по линии службы безопасности, возможность оформления соответствующего допуска к государственной тайне, отсутствие медицинских противопоказаний для осуществления трудовой деятельности в соответствии с договором о целевом обучении, а также факт учебы в инженерных/ предпрофессиональных/ профильных классах и победы в корпоративных чемпионатах и олимпиадах, задания в которых формируются организациями ОПК. Данные критерии позволяют комплексно подходить к вопросу отбора способных абитуриентов, однако, проект постановления Правительства в настоящее время их не учитывает. За рамками проекта в настоящее время остались и преференции для граждан, являющихся представителями трудовых династий в конкретных областях деятельности ОПК.
По итогам обсуждения участники экспертного совета выдвинули ряд предложений. В частности, проработать вопрос о нераспространении нового Постановления Правительства РФ о целевом обучении на организации ОПК, в том числе, в рамках определенных направлений подготовки и специальностей по линии ИТР. Внедрить инструменты целевого обучения на уровне СПО. Законодательно закрепить повышение фактического уровня оплаты труда работников предприятий ОПК, расположенных в регионах Сибири и Дальнего востока, по сравнению с уровнем зарплаты работников предприятиях в европейской части России. Проработать вопрос об увеличении количества подготавливаемых рабочих кадров для авиастроительной отрасли. Внести изменения в Федеральный закон «О страховых пенсиях» и индексировать страховую пенсию по старости пенсионерам, работающим на предприятиях ОПК, соразмерно неработающим, а также подготовить предложения по вопросу предоставления субсидий из федерального бюджета для льготной ипотеки работникам организаций ОПК.