В Общественной палате РФ состоялось совместное заседание Комиссии Общественной палаты РФ по экономическому развитию и предпринимательству, Комиссии по развитию инжиниринга в машиностроении Союза машиностроителей России при участии Общественного совета при Министерстве промышленности и торговли России на тему «Технологические проблемы эффективности при реконструкции действующих и построении новых машиностроительных производств».
Модератором мероприятия выступил председатель Комиссии по развитию инжиниринга в машиностроении Союза машиностроителей России, вице-президент ГК ФИНВАЛ Владимир Сметана. В заседании приняли участие представители законодательной и исполнительной власти, крупных промышленных предприятий, бизнес-сообщества и профессиональные эксперты.
Основными темами обсуждения стали законодательные аспекты технологического проектирования машиностроительных заводов, правила технологического регулирования реконструкции производств, технологические проблемы эффективности при реконструкции машиностроительных заводов, создание эффективных машиностроительных производств и внедрении инновационных решений и российский опыт разработки технологического проекта при реконструкции машиностроительного предприятия.
Открывая заседание, руководитель Рабочей группы Общественной палаты РФ по модернизации промышленности, председатель Общественного совета при Министерстве промышленности и торговли РФ, генеральный директор ОАО «Российская электроника» Андрей Зверев отметил, что мероприятие является основополагающим для широкого обсуждения технологических проблем и законодательных пробелов в функционировании машиностроительного сектора страны и определения дальнейших путей основных проблем реконструкции машиностроительных производств.
По словам председателя Владимира Сметаны, в настоящее время идет активная подготовка проекта Федерального закона «О технологическом регулировании» и формируется профессиональное сообщество из организаций, занимающихся инжиниринговой деятельностью. В последующем, сообщество будет преобразовано в саморегулируемую организацию и в его компетенцию войдет разработка единых стандартов инжиниринговой деятельности в машиностроении.
О методиках и инструментарии производственных процессов при внедрении технологий рассказал Заместитель генерального конструктора ООО ИКФ «СОЛВЕР» Валерий Петров. По его словам, создание и устойчивое поддержание бизнес-процессов подготовки производства и самого производства напрямую зависит от инженерного консалтинга - гарантии получения эффективного результата, обеспечении реализации проектов технического перевооружения предприятий и помогающего достигнуть заданного уровня себестоимости продукции.
«Инженерный консалтинг нацелен не только на компьютеры и станки, но и на людей, на серьезную и системную работу по скорейшему включению специалистов предприятия в новые бизнес-процессы производства. Следовательно, некий инструмент, которым можно измерять степень освоения предприятием переданных бизнес-процессов, просто необходим. И этим инструментом, является жесткое нормирование созданных бизнес-процессов», - сообщил он.
Говоря об инжиниринговой поддержке машиностроительных предприятий председатель отраслевого отделения «Инжиниринг», Генеральный директор ЗАО «Фирма «ПЕРМАНЕНТ К&М», ФМoС «Деловая Россия» Наталья Кириллова сообщила, что главной целью этого процесса является создание системы, мотивирующей промпредприятия к проведению модернизации и внедрению инноваций. «Наша основная миссия – повышение уровня технологической готовности промпредприятий для внедрения новых разработок и технологий в рамках объединения интересов государства и бизнеса», - подчеркнула она.
Председатель Подкомиссии по технологическому проектированию машиностроительных заводов при Комиссии по развитию инжиниринга в машиностроении Союза машиностроителей России Борис Дегтярев сообщил участникам об основных проблемах и задачах машиностроительных заводов по разработке задания на технологический аудит. Среди них он отметил самые распространенные, а именно: расплывчатая программа сбыта, конструкторская документация в бумажном виде, дефицит кадров с эталонными компетенциями и несформированная техническая и организационная политика.
«С целью актуализации стандартов по технологическим работам предлагаю поручить подкомиссии технологического проектирования подготовить список первоочередных стандартов и обоснование стоимости работ по актуализации существующих стандартов и разработке новых, а подкомиссии технологического проектирования подготовить предложения по организации саморегулирования участников рынка инжиниринговых услуг в машиностроении», - заключил Дегтярев.
Резюмируя заседание круглого стола, представители профессионального сообщества обсудили имеющиеся технологические проблемы эффективности при реконструкции действующих и построении новых машиностроительных производств. Анализ состояния машиностроительного комплекса показывает, что в настоящее время основными проблемами его развития являются неустойчивость, замедление темпов роста в предыдущие годы, снижение важнейших показателей эффективности производства, медленное улучшение структуры промышленного производства и экспорта, достаточно высокий физический и моральный износ основных производственных фондов, высокий уровень затрат.
В рамках обсуждения участниками круглого стола были приняты ряд рекомендаций: Комиссии по развитию инжиниринга в машиностроении Союза машиностроителей России подготовить проект Федерального Закона «О технологическом регулировании», проанализировать существующие отраслевые стандарты по разработке и внедрению технологий, обратиться в Общественный Совет при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации с инициативой проведения совместного экспертного обсуждения проекта Федерального Закона «О технологическом регулировании». Участникам же рынка инжиниринговых услуг в целях повышения качества технологических и инжиниринговых работ и для формирования единообразных профессиональных стандартов рассмотреть возможность создания «Саморегулируемой организации (СРО)».