Анализ состояния стандартизации в авиационной и ракетной промышленности, совершенствование нормативной базы переработки стандартов, схемы сертификации, создание отраслевых схем оценки соответствия и аккредитации – эти темы стали основными на совместном заседании Комитета по авиационной и ракетно-космической промышленности и Комиссии по стандартизации и техническому регулированию Союза машиностроителей России.
Отметим, что решение о проведении совместного заседания было принято в начале октября на заседании Комиссии по стандартизации и техническому регулированию, в ходе которого у представителей предприятий авиационной промышленности возникло очень много вопросов, потребовавших рассмотрения в рамках отдельной встречи по теме стандартизации в авиационной отрасли. Дело в том, что авиационная отрасль - одна из самых зарегулированных отраслей, в ней действует 23 100 стандартов. Для сравнения: «Росстандарт» ежегодно выпускает и перерабатывает по 2500 стандартов, нов одной только авиационной отрасли предстоит перерабатывать и обновлять по 3000 стандартов в год согласно требованиям концепции по обновлению 10-15 процентов стандартов в каждой отрасли ежегодно.
В ходе заседания участники детально обсудили различные аспекты предстоящей огромной работой, связанной с переработкой отраслевых стандартов в государственные стандарты и стандарты организаций: отраслевые стандарты не вошли ни в техническое регулирование, ни в новый закон, но терять их нельзя. В частности, было одобрено предложение о том, чтобы на базе Союза машиностроителей России начать прорабатывать стандарты организаций, так как существуют сквозные стандарты, которые могут распространяться на все отрасли, а есть специализированные стандарты, над которыми надо отдельно работать.
Большой интерес вызвал доклад директора ВНИИМАШа Юрия Мелькова, который по результатам проведенного исследования привел статистические данные о том, как в различных странах работа по стандартизации влияет на производительность труда. К примеру, в Германии до 30 процентов повышения производительности труда достигается благодаря совершенствованию системы стандартизации. «Для нас это очень актуально, так как согласно Госпрограмме по развитию авиационной промышленности до 2025 года, мы должны увеличить производительность труда в 10 раз. Кроме традиционных методов – сокращения личного состава и увеличения выпуска продукции, необходимо использовать и способ широкого внедрения стандартов, который позволит увеличить производительность. Над этим нужно серьезно работать, поднимать на новый уровень. Кроме того, в концепции развития стандартизации в РФ четко прописано, что для решения этих задач предусмотрено финансирование как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. То есть, со стороны государства необходима доработка госпрограмм и включение в них разделов по стандартизации. Так и бизнес должен запланировать расходы на проведение мероприятий по разработке новых стандартов и их обновлению - от 10 до 15 процентов действующих стандартов ежегодно, в соответствии с концепцией», - прокомментировал доклад генеральный директор НП «САП» Евгений Горбунов.
Заместитель руководителя Федеральной службы по аккредитации Сергей Мигин в своем докладе отметил, что в России создана современная эффективная правовая база единой национальной системы аккредитации, содержащая все необходимые элементы: гармонизированные с международными стандартами требования к аккредитованным лицам, детально урегулированную процедуру аккредитации, действенные механизмы контроля и требования к компетентности и деятельности экспертов по аккредитации. Кроме того, при формировании законодательных основ российской системы аккредитации критически переработан и учтен существующий отечественный опыт и лучшие практики передовых зарубежных органов по аккредитации, а также документы международных организаций по аккредитации.
«В ближайшее время перед нами стоит задача правильной реализации положений закона об аккредитации и принятых в его исполнение подзаконных актов. В основу национальной системы аккредитации заложена формула «стандарт линейки 17000 плюс отраслевые документы». Полагаем, что создание отраслевой схемы аккредитации в сфере авиационной промышленности могло бы стать пилотным проектом, в котором могли бы объединить свои усилия органы управления с учетом существующей компетенции и отраслевые объединения производителей», - подчеркнул Сергей Мигин.
Выступление исполнительного директора ОАО «Концерн «МАНС» Михаила Каневского было посвящено необходимости участия в разработке стандартов международных организаций. В частности, он рассказал об опыте работы иностранных компаний, позволяющем им создавать современную продукцию, и, самое главное, участвуя в разработке новых стандартов, заранее защищать внутренний рынок и выпускаемую продукцию. То есть, участвуя в разработке стандартов, они закладывают те характеристики, которые оптимальны для найденных ими технических решений, и это позволяет им опередить конкурентов на определенное время.
Довольно интересное предложение озвучил первый заместитель генерального директора ФГУП «ГосНИИАС» Евгений Федосов: проработать вопрос о создании центра сертификации программного обеспечения, потому что на сегодняшний день его просто нет в стране – ни в авиации, ни в других отраслях. Но вопрос весьма актуален, так как программное обеспечение в связи с широким использованием компьютерной техники становится одним из ключевых элементов в системе управления.
Кроме того, было предложено, чтобы представители предприятий авиационной промышленности проработали заявки по подготовке специалистов в области стандартизации. Начальник отдела технического регулирования Аппарата Правительства РФ Геннадий Климович отметил, что следует внести изменения в закон об образовании, связанные с подготовкой таких специалистов.
По словам Председателя Комиссии по стандартизации и сертификации СМР, Президента научно-технического Фонда Сертификационного центра «КОНТСТАНД» Алексея Шалина, производители оборудования в авиационной отрасли серьезно заинтересованы в совершенствовании нормативной базы и переработке стандартов: «Заседание было очень информативным, вызвало массу оживленных дискуссий – ведь среди участников было немало производственников, которые всю жизнь посвятили работе в авиационной промышленности. Основное внимание было уделенотрем направлениям: во-первых, совершенствованию нормативной базы и переработке стандартов, во-вторых, возможности на базе Союза машиностроителей России аккумулировать отраслевые стандарты и сохранить их в качестве корпоративных или стандартов предприятий в соответствии с законодательством. В-третьих, создание отраслевых схем оценки соответствия и аккредитации при поддержке Росаккредитации с учетом специфики производства.
«Главное – предприятия авиационной отрасли должны быть конкурентоспособными, и решение вопросов по совершенствованию системы стандартизации даст новый импульс для развития, но при этом, конечно, необходимо опираться на лучшие мировые практики», - резюмировал Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.
По результатам детального разговора о вопросах сертификации в сфере авиационной и ракетно-космической промышленности, состоявшегося в рамках совместного заседания, будет принят проект решения, в который будут внесены конкретные рекомендации и предложения, поступившие от участников. Это позволит реализовывать те положения, которые прописаны в Концепции по стандартизации РФ до 2020 года и в проекте закона по стандартизации.
Отметим, что Союзом машиностроителей России, Председателем которого является генеральный директор Госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов, уделяется огромное внимание работе над решением вопросов, важных для развития машиностроительной отрасли. В частности, в структуре Союза машиностроителей России – более 20 Комитетов и Комиссий по отраслевым направлениям, которые ведут активную деятельность по защите интересов представителей сообщества машиностроителей.